Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:37
Apps4all

Студия "Тачанка": наши книжные проекты для тех, кому важно качество

"Тачанка" – студия по разработке мобильных приложений, создавшая несколько детских интерактивных книг, и приложившая руку к "Бутылочке", занявшей в начале года первое место в категории "Развлечения" русского App Store.

Мы побеседовали с одной из основательниц студии "Тачанка" Александрой Кочетковой и выяснили, как начинался бизнес с мобильными приложениями и как он развивается сейчас.

Как ваша "Бутылочка", приложение №1 в русском App Store?

28 января был релиз Бутылочки для iPhone, 1 место в категории Развлечения и 5 место в топе App Store. Честно говоря, такого результата мы сами не ожидали. "Поросята" показали довольно скромный результат, а здесь – первое место, мы даже немного растерялись…

По сути, наше приложение мобильный аналог всем знакомой игры "Бутылочка" - есть разные бутылочки, раскручиваешь их, получаешь задания. Сейчас бесплатных 4 бутылочки и 2 дополнительные в качестве инапа. Задания различаются в зависимости от бутылки по стилистике.

1.JPG

А кто придумывал задания?

Заданий очень много, поэтому, мы всей толпой их придумывали. Буквально на днях сделали апдейт – добавили 50 новых заданий. Монетизироваться изначально планировали через размещение рекламы внутри приложения. Но я не про мобильную рекламу и банеры, а про продукт плейсмент. Вообще, ради демонстрации этого направления и затевалось приложение. Сейчас занимаемся переговорами с заинтересованными компаниями.

Ваша "Бутылочка" очень хорошо и занятно озвучено – кто это все делал?

У нас много друзей самых разнообразных творческих профессий. Бутылочку озвучивал один из них, очень талантливый парень. Мы на нескольких проектах сейчас вместе работаем. Российские разработчики часто забивают на качественную озвучку. Например, детские книжки озвучиваются ужасно. Но мы считаем это не менее значимым этапом, чем пограммирование, к примеру. Звуки очень важны в подобных игровых приложениях.

Какая же составляющая в приложении наиболее важна? Тексты, графика, музыка и звуки?

Сложно судить, лично для нас все важно. Но, конечно, особое внимание уделяется визуальной составляющей, поскольку изначально мы - дизайнеры.

Хочется, чтобы не только иллюстрации и музыка были авторскими, я бы с удовольствием делала книги с эксклюзивным контентом в плане текста. Но проблема в том, что нужны права. К примеру, совсем недавно был релиз, мы сделали интерактивные версии старых советских изданий "Краденного солнца" Чуковского и "Колобока". Две книги с иллюстрациями прекрасного художника Васнецова. Все права покупали: и на текст и на иллюстрации.

Мы с большим пиететом относимся к авторам, к их наследию, поэтому задачей было крайне аккуратно внедрить интерактив, сохранив при этом композицию и стилистику изданий. Вторая, еще более сложная задача – увлечь ребенка. И не просто ребенка, а ребенка, который знаком с компьютерными играми, макдональдсом и диснеем.

А большое издание не хотите сделать? На той же платформе NARR8…

Тема реноваций, "переиздания" старых культовых книг, на которых все мы выросли – это одно из направлений нашей деятельности, есть и другие. Но в любом случае, наши проекты ориентированы в другую сторону относительно NARR8.

На самом деле нам очень понравились ваши "Три поросенка" …

Спасибо :) Что в российском App Store, что в Google Play с детской литературой творится какой-то ужас. Очень много дилетантских, чудовищных по своей сути и реализации приложений. Причем их настолько много, что невозможно пробиться даже с качественным продуктом. Просто среди этой каши нельзя ничего найти…

Я думаю тому много причин. В том числе практически полное отсутствие высококачественной продукции на российском рынке бумажных книг. В стране, в принципе, нет визуальной культуры. То есть ты приходишь на нон-фикшн, и даже там процентов 60 – это все равно какой-то адский треш.

Раз нет спроса на качественные продукты - можно издавать любую дешевую дрянь, и ее с удовольствием съедят. Этим большинство и занимается.

Поэтому наши книжные проекты нишевые. Они для тех, кому важно качество, то есть – не для всех.

Есть же много разных детских книг, встречаются издания очень красивые…

Есть, но не много. Рынок, в целом, очень посредственный. Ребят, которые профессионально учились бы типографике, немного. Дизайнеров расплодилось миллионы, но общий уровень крайне низкий. Мобильными приложениями занимаются ребята, пришедшие в индустрию из вэба. В том числе и дизайнеры. Но сайт – это одно, а книга – совсем другое.

Огромное количество жутких детских приложений обусловлено наивным представлением разработчиков о том, что делать книжки для детей проще простого: поставил текст поверх картинки, тень под него подложил или плашку получпрозрачную, и отлично! На самом деле, все сложнее.

А как вы продвигаете свои проекты?

О, это головная боль! Нас мало и времени на все не хватает. После нескольких попыток работы с разными командами, остановились но одной, которая занималась продвижением Бутылочки.

Продвижение не основная их сфера деятельности, но они увлеченно и честно свою работу делают. Супер-профессиональные компании присылали нам коммерческие предложения с космическими ценами, при этом никаких гарантий они не давали…

2.JPG

С продвижением вообще тонкий момент. Мне кажется, прежде чем нанимать кого-то, важно самому все попробовать. Во всяком случае, таков наш опыт

А разве компании не дают гарантий?

Либо не дают вообще никаких гарантий, либо такие гарантии, которые по умолчанию не могут быть выгодны разработчику. Смысл их работы неясен, деньги отдаешь практически в никуда. Поэтому мы выбрали средний вариант, недорогой. Понятно, что эти ребята не супер-крутые профессионалы, но по крайней мере возможно оценить реальный выхлоп за реальные деньги. Ребята придумали правильный ход по продвижению с Бутылочкой, например. Это было несколько недорогих постов в соц. сетях, но ресурс был выбран правильно. В результате – приложение в топе, за что благодарность именно им. А можно написать 20 постов на супер дорогих ресурсах и результат будет нулевым.

На каком ресурсе вас продвигали?

Это группа Вконтакте. За первую неделю у нас было 80 тысяч скачиваний, за вторую, уже без продвижения, еще 60 тысяч. Сейчас у Бутылочки 170 тысяч скачиваний при том, что активное продвижение длилось неделю и еще неделя минимальной поддержки.

А сколько у "Поросят" сейчас скачиваний?

Не буду вас расстраивать. Даже тысячи нет. Но в данном случае я думаю, что просто не была найдена правильная точка для продвижения. Потому что все отзывы очень позитивные, но многие знакомые, например, говорят: "Я показал, всем нравится, детям нравится, но они не знают где это искать. Не знают о вашем приложении". Мы не занимаемся продвижением поросят сейчас. Планируем выходить на другие рынки: Америка, Азия. В России, книги - мертвая категория. Ещё мертвее, чем во всем мире.

Почему же? На западном рынке очень много качественных изданий, которые просто сносят крышу…

Да, но я не знаю, сколько у них скачиваний.

Образовательные, в основном разрабатываются на iBooks. В в России его нет. Есть платформа от Adobе, но при желании запилить любой более нетривиальный интерактив, нужно уже специально дописывать надстройки.

В общем, и на западном рынке тенденция к отмиранию категории "книги". Думаю, она плавно перетечет в education.

А когда "Поросята" для Android будут?

Уже есть! Это было долго и мучительно :)

Мы не занимаемся продвижением, поэтому она пылится на задворках. Опять же, ждем англоязычной версии.

Саша, а можешь рассказать предысторию вашего проекта. С чего началось все?

Я закончила полиграф, специальность – графика. Как это обычно бывает, поработала в разных студиях, там-сям. В один прекрасный день, придя на работу в студию Арбор, встретила Иру. Она моя коллега и партнер. Мы стали вместе работать. И когда поняли, что левачим гораздо эффективнее, чем делаем основную работу – ушли и стали работать на себя.

Открыли уже свою фирму, "Тачанку"?

Нет, это было "Sozdano". Sozdano – наша дизайн-группа, это не коммерческий проект, скорее артовый. А Touch’anka – это проект по мобильным приложениям исключительно.

Мы вообще-то графические дизайнеры, не мобильные разработчики.

В рамках Sozdano делаем очень разнообразные проекты: от фирменных стилей и печатных книг, до декораций для съемок и стрит-арта.

В какой-то момент стало приходить много заказов на сайты и ребята, которые занимались программированием говорят: "А вот, девчонки, не хотите ли попробовать сделать мобильное приложение?". На тот момент у нас даже не было айфонов, то есть, мы вообще ничего не понимали. "Да, круто, давайте попробуем!" - ответили мы, и стали делать интерактивную версию книги для фонда Кончаловского, по фильму "Щелкунчик". Потому что как раз в этот момент делали печатную версию книги… Вот как-то так начался весь наш путь в мобильных приложениях.

А какое вообще первое приложение было?

Щелкунчик не в счет… Собственно, первыми мы начали делать "Поросят".

Мы любим руками работать. В нашем дизайне часто рукотворные концепты. И для iPad-а, как нам кажется, это подходящее направление. Реалистичность интерфейсов, которые повторяют натуральные материалы, создает правильный UX. Отсюда и "пластилиновая книжка", и "бутылочка", которая с настоящими бутылками, а не нарисованными.

И "Поросят" вы тоже сами лепили и анимировали?

Да, "Поросят" мы лепили сами. Начали просто лепить, что называется for fun. Лепили-лепили, придумывали персонажей. Сначала они получались гладенькие такие, диснеевские, скучные. И в какой-то момент, я смотрю – лежит просто черный кусочек пластилина, но он как-то так свернулся, что я понимаю, что это волк. Вот он лежит - волк. Так родилась стилистика. К слову, в ней гораздо сложнее было работать, чем с "вылизанными" персонажами.

Анимация довольно грубая в приложении. Ребята, которые профессионально занимаются Stopmotion, раскритиковали бы нас, я думаю. Но в моем понимании этого достаточно для интерактивной книги. Мы не делаем мультиков, а книга просто оживает: нажал на комочек – из него выросло дерево. Тебе достаточно, что оно растет именно так. Не нужно, чтобы оно росло удивительно ровно. Эффект от твоего нажатия уже максимальный.

А какой это было год?

Это было полтора года назад.

Какие были главные грабли при работе над приложением?

Поскольку это был самый первый опыт, то граблей было много в процессе. Поиск инвестиций, разработчиков, звукорежиссеров. Пробы и ошибки в дизайне, анимации, программировании и так далее и так далее и так далеее… Денег было мало, поэтому многое делалаи сами.

Озвучивали, например: все что там хрюкает, гавкает – это мы с Ирой хрюкаем и гавкаем.

Многие друзья помогали нам просто так. Вот английскую версию – начитал профессиональный актер, парень из штатов. Цыганов Женя начитал российскую сказку. Звокорежиссеры тоже заморачивались, потому что им просто понравился сам проект, написали музыку специально для приложения.

Большинство проблем всплывает уже в процессе. Есть вещи, которые сложно заранее оценить и предусмотреть, тем более, без опыта. Главное не бояться и пробовать.

Сказка не русская народная?

Нет, это изначально народная английская сказка.

Поэтому в нашей истории волк съедает двух поросят, а третий поросенок съедает волка. Такая правда жизни.

То есть вы сами перевели?

Изначально мы сделали английскую версию. Только потом, когда взялись за русскую, узнали, что на Ниф-Нифа и Наф-нафа нужно покупать права у Михалкова. Решили забить, поскольку книжка маленькая и простая, и сделали авторский перевод.

Оптимистично все это...

Да, нам просто очень хотелось сделать поросят, мы очень много вложили сил в этот проект. В какой-то момент мы уже не могли смотреть на пластилин, он нам снился.

Но проект реализован был исключительно благодаря инвестициям. Мы встретили нашего нынешнего партнера по бизнесу, который помог нам тогда оплатить разработку "Поросят". Впоследствии родилась "Тачанка", как отдельный от Sozdano бизнес. Мы не хотели задействовать бренд Sozdano, это наш некоммерческий проект. Поэтому сейчас Sozdano – это дизайн-студия, а "Тачанка" - это мобильные разработки.

А вы не думали какую-нибудь венчурные инвестиции привлечь? Потому что, как я понимаю, идей у вас много, а средств для их воплощения, как я понимаю, мало?

Ну как мало. У нас сейчас в разработке находятся четыре книжки. Больше мы не можем потянуть, потому что не хватает сил и времени на все. Наращивать большой штат я тоже сейчас не вижу смысла, потому что во-первых – это снижает качество, во-вторых сейчас мы на стадии поисков конкретного направления.

Наши партнеры занимаются сейчас поисками более крупных инвестиций. Но у нас разделение труда, и наши головы болят по другим вопросам, производственным и концептуальным. Так что все идет своим чередом. Очень много хочется успеть, а времени на все не хватает.

У вас есть бренд – это выражение того, что вы хотите сказать миру вашими работами, приложениями?

Это любопытный вопрос. Знаете, так получилось, что когда сформировалось Sozdano, мы никаких конкретных стратегий не формулировали. Поэтому на вопрос: "Девчонки, а в "Создано" что вы делаете?" ответ очень обширный. Потому что у нас в портфолио есть печатные книжки, плакаты, фирменный стиль и брендинг, веб-сайты, мобильные приложения, стрит-арт, титры для кино, декорации для фотосъемок и так далее.

Философия бренда заключается в проецировании нашего понимания о том что хорошо, а что плохо на окружающую среду. Вам же не нужно быть архитектором, чтобы посмотреть на дом и оценить для себя его визуальное качество. Вы либо считаете его интересным, либо нет. Или вы смотрите на книжку: и вы считаете её хорошей, интересной, красивой, и для этого вам не нужно быть книжным дизайнером. И так относительно всего.

3.JPG

В работе мы опираемся на собственный вкус, на свою систему ценностей. Соответственно мы можем применять эти критерии оценки к любому виду деятельности. Естественно, мы вдвоем не можем уметь все, поэтому на каждый из проектов мы собираем оптимальные команды. У нас очень большая база outsource специалистов. Мы вообще считаем, что каждый должен делать то, что он умеет делать хорошо.

Если нам нужно сделать титры, мы подключаем моушн-дизайнеров. Если нужно вмонтировать в стену двухметровую фигуру из фанеры – этим занимаются строители. Нас всего двое, но при этом Sozdano уже существует три года, и мы сделали кучу разных проектов, часто благодаря коллаборациям с разными командами.

Даже само название у вас креативное… "Тачанку" кто придумал?

Мы всегда долго думаем над названиями, вот Sozdano девять месяцев придумывали. С "Тачанкой" побыстрее получилось, потому что сроки поджимали.

Здесь на Электрозаводе, в условиях Советской действительности, наше название пользуется особой популярностью. Соседи по офису, дяденьки из "ТеплоЭнергоСбыта", у которых весит портрет Сталина на стене, стали здороваться когда узнали название.

Спасибо вам большое за разговор! И ждем ваших новых приложений!

 
разработка
Россия
интервью
книга
приложение
дети
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться