Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:39
Apps4all

Ольга Куликова (Articul Media): будьте смелее!

В преддверие конференции eTarget-2013 мы поговорили о состоянии мобильного рынка и, в частности, о рынке мобильных приложений в России с Ольгой Куликовой, генеральным директором Articul Media и участником программного комитета конференции.

Ольга, о рынке мобильных приложений сейчас очень много и восторженно пишут, но часто забывают об экономической стороне вопроса. Привлекателен ли российский сегмент рынка для разработчиков?

На мой взгляд, российский рынок пока мал, чтобы быть очень привлекательным для создателей мобильных приложений. Но в этом и его преимущество: на рынке, который находится в начале становления, достаточно просто стать лидером. При этом наш рынок растет хорошими темпами и быстро взрослеет.

Насколько хорошо растёт?

По данным J'son & Partners — на 100% в год. В 2013 году он может достигнуть объема более 1 миллиарда долларов. И это на порядок меньше мирового рынка. Россия сейчас на восьмом месте среди самых быстрорастущих рынков устройств на базе iOS и Android. Можно представить себе потенциал.

Этот рост — за счёт развлекательного контента и приложений, главным образом?

Да, на сегодняшний день интересы пользователей лежат преимущественно в сфере развлечений: на всех платформах лидируют игры. Также очень популярны фото- и видеотематика, музыка, социальные сети. Подробная статистика есть, например, у компаний Gartner и Distimo.

Пробиться в топ магазинов приложений стало очень сложно. Можете ли вы назвать самые недооценные тематики, на которых не успели закрепиться лидеры?

Самые недооцененные тематики на сегодняшний день — это образование, здоровье, бизнес-приложения. Эти темы в будущем покажут стремительный рост, именно там сегодня легко добиться успеха.

Считаете ли вы, что с ростом разрешений экранов адаптивная верстка вытесняет мобильные версии сайтов?

Я так не считаю. Например, если это интернет-магазин, то правильнее делать адаптивный дизайн. Если я пришла на сайт интернет-магазина, то, вероятнее всего, я пришла что-то купить. Если же это сайт банка, то, наверное, нет смысла тратить силы на адаптивный дизайн. В мобильной версии пользователя интересуют лишь несколько разделов — банкоматы, курсы валют, акции, новости. Другую информацию удобнее смотреть и изучать на большом экране. Поэтому каждый раз необходимо смотреть на задачи сайта и аудиторию, а также с какого устройства пользователь вероятнее всего будет изучать вашу информацию.

Давайте на секундочку вернёмся к банкам. Российские банки успели адаптироваться к новым условиям?

Все крупные банки уделяют большое внимание работе с мобильной аудиторией, понимая, как это сегодня важно. Но у всех очень разный подход к решению этой задачи.

У Альфа-Банка и Сбербанка по умолчанию грузится адаптивный сайт, и это неудобно. При этом все знают, что у этих банков очень удобные приложения, ссылка на которые есть на сайте.

Если же говорить про мобильные сайты, то лучше всех с этим работает банк Тинькофф Кредитные Системы: у него не просто мобильная версия, а посадочная страница, на которой предлагается заполнить заявку на кредит. Т.е по умолчанию рекламируется страница со стратегическим продуктом банка.

Каковы самые распространённые ошибки при создании мобильных сайтов и приложений?

Для сайтов и приложений ошибки разные, и сложность их исправления тоже разная. Есть ошибки концептуальные, есть технические, есть — от недостатка опыта. На эту тему можно говорить бесконечно.

Для сайтов самая большая ошибка — это отсутствие самого сайта или мобильной версии, не адаптированной под мобильные платформы. Хотя это и звучит странно, встречается это часто.

Пользование мобильными сайтами происходит спонтанно и ситуативно. Часто бывает, что срочно понадобилась информация, но даже контакты компании невозможно посмотреть, а номер телефона дан в таком формате, что невозможно быстро позвонить, нажав на номер. Никогда не делайте номер телефона на мобильном сайте картинкой. Последний пример из моей практики: на мобильном сайте банка банкоматы указаны без адресов. Зачем нужен такой мобильный сайт?

А при создании приложений в чём обычно ошибаются?

Здесь ошибки бывают двух типов. Ошибки первого типа непоправимы — когда приложение попросту не востребовано аудиторией. Другие ошибки же лежат в технической плоскости.

Например, разработчики не всегда учитывают различия в API целевых версий ОС и не всегда думают об обратной совместимости. Мобильные ОС бурно развиваются, и в каждой версии что-то меняется.

Ещё одна распространённая ошибка: два отдельных приложения для iPhone и iPad. Если необходимо приложение для обоих типов устройств, то лучше делать одно универсальное: его проще поддерживать, проще вносить изменения, меньше времени на публикацию и обновление. Единый дизайн универсального приложения может сэкономить до 50% времени на разработку продукта.

Наконец, разработчики часто забывают прочитать правила публикации в сторах. Перед согласованием ТЗ и началом работ надо убедиться в том, что функционал приложения не противоречит правилам целевого электронного магазина. Делать это нужно каждый раз, так как правила публикации меняются изо дня в день, и можно оказаться в ситуации, когда всё придется переделывать.

Насколько сильно мешает развитию рынка отсутствие единой платформы для мобильных приложений? Есть ли признаки, что рынок в конечном счёте придёт к "общему знаменателю"?

Отсутствие единой платформы — явление неоднозначное. Нельзя сказать, что эта ситуация однозначно мешает рынку. Ведь потребность разработки на разные платформы увеличивает бюджеты. А для нового, развивающегося, рынка рост оборота денежных средств является положительным фактором, влияющим на его развитие и формирование. С другой стороны завышенные бюджеты на кроссплатформенность отпугивают клиентов и снижают спрос.

Я уверена, что в ближайшем будущем ничего не изменится. Взять, к примеру, рынок настольного ПО: сколько прошло лет с его появления, и по-прежнему нет единой платформы (Windows, Mac OS, Linux, Java, HTML5 и т.п.). Каждая компания владеет свои куском пирога и будет воевать за него до последней капли крови.

Unix представлен в 1971-ом, Apple Mac OS — в 1984-ом, Microsoft Windows —в 1985-ом. Прошло уже 30 лет, никто ни сдался и не собирается это делать. Что может заставить сдаться компанию с капитализацией в 426 миллиардов долларов и 500 миллионами проданных устройств по всему миру?

А выпуск и активное проталкивание на рынок HTML5 никак не повлияло на ситуацию?

Многие пророчили революцию, но в реальности всё оказалось иначе. Для достижения максимальной эффективности платформа, какой бы замечательной она ни была, должна быть тесно интегрирована с аппаратными средствами. Вряд ли в ближайшем будущем Samsung, Apple или HTC откажутся от производства своих устройств.

Отсюда вытекает еще одна причина, по которой мы скорее всего, на своем веку не увидим единую платформу.

Какая?

Сейчас каждая компания стремится улучшить показатель технологичности для своей платформы и переманить на свою сторону как можно большее количество разработчиков.

Поэтому всё, на что нам стоит рассчитывать в ближайшем будущем — это упрощение производства ПО для каждой из платформ.

Насколько хорошо фреймворки вроде Twitter Bootstrap и ZURB Foundation помогают справляться с этой задачей?

Они применимы и могут быть полезны, но их использование ограничено конкретными задачами. При решении комплекса различных задач они не могут быть так же эффективны, как "нативные" средства, — это характерная особенность современного ПО.

Сейчас стали много говорить о втором экране (second screen). Как в реальности обстоят дела с его применением на российском рынке?

Во-первых, если задуматься, то экранов уже не два, а четыре: телевизор, компьютер, планшет, телефон. Устройства, которыми мы пользуемся, выбираются в контексте того, где мы находимся, что мы хотим сделать и количества необходимого на это времени.

multiscreen.png
Google. The New Multi-screen World

На российском рынке всё только в самом начале развития — как с точки зрения продуктов, так и с точки зрения проникновения философии second screen в массы. При этом на Западе данная история уже широко используется брендами и компаниями, и есть очень интересные кейсы.

На какие новые технологии вы бы посоветовали обратить внимание?

Самые востребованные технологии — это те, которые позволяют сильнее вовлечь аудиторию или делающие взаимодействие с аудиторией более эффективным. К первым относится дополненная реальность (augmented reality, AR), ко вторым — RTB и ретаргетинг.

В последний год активно развивается AR в мобильных приложениях, и сейчас ведётся активная работа по созданию единых браузеров, которые будут считывать весь AR-контент во всём мире.

Можете ли вы назвать яркий кейс по augmented reality именно на российском рынке?

На мой взгляд, самый яркий кейс — это работа Leo Burnett Moscow для WWF в защиту тигров.

Посетитель, покупая футболку с тигром в магазине и примеряя ее, вдруг неожиданно видел себя в крови. Впечатление — неизгладимое. Работа получила Каннского льва. По мобильной дополненной реальности я пока не видела российских завораживающих кейсов, а вот у японцев их очень много.

Ну и последний вопрос: почему бренды и компании так медленно приходят в мобильное пространство?

Мне данный факт тоже удивителен. Что может быть лучше, чем "прикарманить" потребителя? И если мы посмотрим на тех, кто не боится быть первыми , они получают прекрасные по эффективности результаты. Например, тот же "Тинькоф Кредитные Системы". Поэтому я воспользуюсь возможностью обратиться к компаниям — будьте смелее. Вы можете сегодня представить себя без телефона? Так почему бы не воспользоваться возможностью быть там, где ваш потребитель? Всегда вместе с ним!

 
разработка
интервью
Россия
eTarget
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться