Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:49
Apps4all

Кладбище мертвых платформ: усвоенные уроки

Многие уже не помнят, что на место iOS и Android в свое время претендовало более 25 платформ, которые потерпели неудачу. Управляющий директор VisionMobile Андрэас Константину пересчитал "надгробия" на кладбище мертвых платформ, и рассказал о том, что сегодня необходимо для создания успешной ОС.

2011 год стал открытым сезоном охоты на мобильные платформы, и оказался последним годом жизни для таких систем, как MeeGo, webOS и LiMo.

MeeGo, webOS и LiMo, а также Windows Mobile и Symbian, являются лишь верхушкой айсберга. За последние 10 лет множество компаний успели выпустить операционные системы для мобильных устройств, но большинство этих платформ ушло в небытие.

VM_DeadOS.jpg

Короткая история мертвых платформ

Расположенная ниже таблица предлагает ознакомиться со списком всех известных мобильных платформ, которые либо умерли, либо находятся в полуживом состоянии, подобно "зомби". Всего их 26, от Access Linux Platform до Windows Mobile. В таблице также обозначены даты появления и "смерти" каждой платформы.

Dead-OS-3.png

Большинство этих платформ было разработано для того, чтобы сэкономить время и деньги производителям оборудования. Большая часть из них предоставлялась по лицензионной модели, а создатели платформ либо зарабатывали на дополнительных услугах (IXI и Danger), либо оставляли их в личном пользовании (Nokia GEOS). Лишь после 2007 года мы увидели платформы, разработанные с расчетом на разработчиков, и предоставляемые на безвозмездной основе.

Почему более 25 платформ оказались не востребованы?

Платформы терпят неудачу по целому ряду причин.

Стоимость владения. Стоимость создания мобильной платформы нельзя недооценивать. На разработку Symbian, к примеру, ушло более $700 миллионов. В среднем же производитель тратит за 2-3 года разработки примерно $100 миллионов, но сюда еще нужно добавить расходы, связанные с интеграцией каждого нового образца железа, и стоимость научно-исследовательских работ, которые необходимы, чтобы поддерживать платформу на конкурентоспособном уровне.

Противоречивая модель получения доходов. До безвозмездной модели, которую представил Android, все производители мобильных платформ предоставляли свою продукцию по лицензии, которая стоила от $5 до $15 на телефон. Это очень дорого обходилось производителям и противоречило бесплатной модели, по которой компании вроде BMI, Qualcomm BREW, Mediatek (HOpen) и Infineon RedArrow предоставляли чипсеты. Так было до появления смартфонов, с приходом которых от лицензионной модели отказались.

Недостаток сетевых эффектов. Хотя Microsoft первой использовала двухстороннюю стратегию распространения своей платформы Windows уже с 1995 года, мало кто мог оценить выгоду от сетевых эффектов в распространении мобильных платформ. Так было до тех пор, пока в 2008 году не открылся App Store компании Apple. Именно Apple первой доказала, насколько выгодными могут быть сетевые эффекты, т.е. положительная обратная связь между разработчиками приложений и пользователями. Именно сетевые эффекты позволили Nokia понять, что она должна идти к разработчикам, а не ждать, пока разработчики придут к ней. Но компания поняла это слишком поздно, поэтому платформа Symbian проиграла битву с Android и iOS.

Высокие барьеры принятия. На то, чтобы полностью адаптироваться под новую платформу, у производителя устройств могут уйти годы. По слухам, HTC начала работать с Android с 2005 года, а с Windows Mobile - в 2000, за 2-3 года до выпуска первых моделей G1 и SPV. Производители устройств не склонны к риску, так как у них серьезные обязательства перед потребителями, поэтому в большинстве случаев они предпочитали держаться своей, пусть плохой, но зато знакомой платформы, нежели брать на вооружение новую.

Ингредиенты успешной платформы

В живых осталась всего горстка мобильных платформ. Помимо очевидных Android, iOS, Windows Phone и Bada, можно вспомнить еще BREW MP (кое-как выживает), Qt от Trolltech (по слухам, она скоро может появиться в устройствах серии 40 от Nokia), Smarterphone, нишевая "умная" ОС для обычных мобильных телефонов, которую недавно приобрела Nokia.

Platform-history.png

Таблица ясно дает понять, каковы факторы успеха современной платформы. В первую очередь это ДНК платформы. Т.е. компания с ресурсами и ценностями, вышедшая из мира ПК или интернета, где основными потребителями платформ являются разработчики, а не производители устройств. Во-вторых – деньги. Для создания стабильного фундамента и привлечения разработчиков требуются инвестиции в миллиарды долларов .

Но главный секрет заключается не в ДНК и не в деньгах. Стивен Элоп открыл этот секрет в своем знаменитом пламенном меморандуме: "Конкуренты захватывают нашу долю рынка не с помощью устройств. Они захватывают ее с помощью целой экосистемы".

iOS и Android добились успеха благодаря сетевым эффектам, сгенерировав миллиарды внешних инвестиций, как со стороны разработчиков (время/усилия), так и со стороны операторов (субсидии).

Именно сетевые эффекты создали непреодолимый барьер для Microsoft, которая, даже несмотря на 75 000 разработчиков, работающих для Windows Phone 7, сумела продать всего один миллион экземпляров флагманской модели Lumia от своего стратегического партнера Nokia.

И как бы не старались Bada, Tizen или кто-то еще, никогда нельзя забывать, что любовь разработчиков купить невозможно. Можно лишь посадить семена. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что Facebook Platform пошла верным путем, взяв яркое сообщество разработчиков, и предложив ему новый рынок.

[VisionMobile - ведущая компания по рыночном исследования и стратегии мобильной индустрии]

 
статья
исследование
операционная система
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться