Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:35
Apps4all

Андрей Артищев (LiveMap): Много работать - это мой основной совет

Команда LiveMap из Москвы недавно представила свой прототип нового мотоциклетного шлема с интегрированной навигационной системой на базе Android. Резиденты Сколково открыли финансирование проекта на Indiegogo и намереваются предоставить покупателям первые образцы в 2014 году.

Сам стартап это три человека, но именно они, как мне кажется, и есть будущее Российской экономики: образованные, высокотехнологичные, инновационные, не боящиеся трудностей, мечтающие покорить весь мир и для этого много-много работающие. 

Мы побеседовали с создателем LiveMap Андреем Артищевым и выяснили у него не только подробности самого проекта, но и то, как работается технологическим проектам в России, и что надо сделать, что бы попасть в Сколково.

Расскажите про ваш проект. Насколько я понимаю, это шлем с проекционной системой, смартфоном, аккумуляторами, GPS, 3G?

Совершенно верно.

Как происходит сбор средств?

Прибавляются потихоньку… Но проблема в том, что у нас дорогой продукт. IndieGogo обычно собирает деньги на дешевые продукты, где взнос $200-300 - человеку легко расстаться с этими деньгами, а $1500 - это уже серьезная покупка. Но, я думаю, $150 000 соберем (сейчас уже можно сказать, что скорее всего краудфандинг для проекта не удался - за 9 дней до окончания собрано всего-лишь чуть больше 5 000 из требуемых 150 000 долларов - прим. ред.).

Насколько оправданна сумма в $ 2 000? Для шлема это достаточно дорого - Shoei стоит 20 000 руб. ($700).

Стоит пустой, без начинки. Если к нему приобрести камеру GoPro - $500, кронштейн - $100, Bluetooth гарнитуру - $300, Galaxy S4 – $800. Плюс стоимость нормального карбонового шлема, который сам стоит $800 – вот и получается $3000. К тому же получается самосбор, а у нас за $2000 интегрированное решение, т.е. все будет не кусками торчать, а находиться внутри шлема, что с точки зрения обтекаемости и безопасности более органично.

А камера тоже будет и фото, и видео снимать?

Да, будет стоять 13 Мп камера.

Вся начинка - это полностью Galaxy S4 или возможны вариации?

Сопоставима. Процессор Snapdragon, 2 Гб оперативной памяти, 64 Гб внутренней памяти.

Какой Snapdragon?

Пока секрет.

Зачем шлему такой мощный процессор? Ведь суть всей начинки - это навигация?

Для того, чтобы в режиме реального времени просчитывать всю картинку без тормозов, без лагов. Если работать с гироскопами, оперативно распознавать голос и снимать видео в 13 Мп, то это достаточно ресурсоемкая задача.

Но он ведь будет очень сильно греться?

Чем мощнее процессор вы берете, тем меньше он будет греться. Потому что ты или нагружаешь процессор среднеценовой категории на 100% , либо более мощный процессор на 50% - и он останется холодным. Здесь запас мощности помогает избежать вопроса перегрева.

А какой функционал? Когда я голову поворачиваю, то что происходит с картинкой? Она поворачивается вслед за моим взглядом?

Да, полностью, в шлеме стоит гироскоп, акселерометр, электронный компас, который отслеживает движение головы в 3-ех плоскостях сразу.

Т.е. картинка смещается?

Да, смещается. Вы видите, например, иконки зданий на улице, а навигация остается на дороге. Смотрите направо, и показывается иконка Макдоналдса, смотрите налево, показывается иконка Ашана.

Причем она показывается, если по GPS скорость равна нулю. Иначе отображение заблокировано. Команда Showmap работает, если только вы стоите. На скорости выводить большую карту нет никакого смысла.

2.png

3.png

А подсказки с POI тоже показываются только, когда стоишь?

В зависимости от скорости. Мы сторонники следующей идеологии: чем больше скорость, тем меньше информации. Это оправданно - если человек быстро едет, то, как правило, он не планирует останавливаться в ближайшем времени, следовательно, ему здесь ничего и не нужно.

Какие голосовые команды у меня будут в процессе езды? На скорости голос очень плохо понимается, шум не будет мешать?

Мы еще работаем над голосовыми командами. Мы хотим провести небольшое исследование и выяснить, какие из команд будут работать - "отмена", "назад", "нет", "неправильно" - команд будет десяток, не больше, чтобы проще было запомнить. Открыл меню, вспомнил, если забыл. Все это должно быть очень естественно и интуитивно, чтобы не нужно было смотреть на десятки команд и отвлекаться.

Из функций будет базовая навигация - мы не будем делать многофункциональный комбайн, думать не надо будет. Будет видео - "сними видео", фотографии – "сними фотографию". Будет погода - покажи "Погода", потом "Убери погоду".

Общая концепция такая, что чем меньше, тем лучше: "проложи маршрут", "отмени маршрут", "покажи карту", "убери карту", - это то, что вряд ли требуется для запоминания, одноуровневое меню.

Что касается распознавания. В шлеме микрофон ставится совсем рядом и в нем не так все страшно, как может показаться снаружи. Это решаемая задача.

Чья у вас навигация - Google или свое приложение?

Своё приложение, на базе карт Navteq.

Сколько будет весить такой шлем с двумя аккумуляторами?

1,4 кг.

Всего?

Да, обычный карбоновый шлем 1,4 кг сейчас весит, новые примерно 1,3 кг. Сто грамм это аккумуляторы, а из-за остальных комплектующих получается 1,4-1,45 кг.

1.jpg

4.png

А то, что все время в голове будет работать 3G, GPS не повлияет на здоровье?

Сейчас как влияет на вас то, что здесь 3G работает? Я не слышал, чтобы 3G волны разрушали клетки головного мозга.

Какая научная работа в вашем проекте? Я правильно понимаю, что все компоненты уже существуют? И надо их связать, чтобы они все работали?

Нет, мы оптику всю разработали: микродисплей, всю оптическую систему - как и что проецируется. В мире сейчас существую авиационные шлемы и все они зеленого цвета. У них специальное голографическое покрытие, в результате свет отражается только одной волны – зеленой. А у нас никакого покрытия нет, и отражается полноцветная картинка, как в телевизоре. Такого авиационного шлема нет в мире. Мы подали патент по этой оптической системе и в этом году его получим. Показатели по контрастности, яркости в сто раз превосходят Google Glass. Я думал на эту тему еще в 2010 году и отказался от нее тогда. Отказался из-за мотоцикла, потому что при аварии эта стекляшка может войти в глаз. Считайте, что Google Glass закончит так же, как Google Wave, помните его?

Были такие громкие слова "в этом году электронная почта навсегда уйдет". Куда она ушла? Google Wave закрыли без громких пресс-релизов, чтобы стыдно не было. С другой стороны, мы свои разработки секретно вели, чтобы не давать конкурентам идей для размышления, чтобы они не парились до определенного момента.

Картинка проецируется на пластик визора или на какой-то специальный материал?

Специальный визор будет сделан из пластика, только со сверхвысокой точностью.

Сколько отдельный будет визор стоить?

Столько же, сколько сейчас обычный. Примерно 150 долларов, ну может быть на 50 долларов будет дороже.

А путем Google Glass не пошли, чтобы можно было устройство на любой шлем повесить?

В любой шлем это интегрировать все равно не получится. Меня постоянно спрашивают: "Сделайте так, чтобы это в любой шлем встроить можно было". Любой шлем спроектирован так, чтобы в него ничего не запихивали, т.е в любой шлем он априори не войдет, должен быть кастомный шлем, потому что в этот шлем нужно запихнуть оптику, электронику и все остальное. Это не шлем из магазина, который нужно ножичком потрошить, а в нем должны быть определенные, скажем так, пазы, чтобы куда-то все вошло. Не в одном шлеме нет этих пазов. Это то же самое, что говорить "Как классно, что самолеты изобрели, но они приземляются в аэропортах и это не практично. Давайте сделаем так, чтобы машина с автострады взлетала, и я летел к себе на дачу".

Но ведь изобрели!

Через 120 лет в США, и то это пока ни рыба, ни мясо.

Закон физики такой, что если я ложусь в ванну, вода поднимается, так же и в шлеме, если я туда что-то помещаю, он должен раздуться и куда-то я должен это засунуть. Именно поэтому эта идея очень абстрактная и абсурдная.

Сейчас ваш проект на какой стадии: прототип собран, он работает?

У нас есть оптический прототип, прототип корпуса, в ролике он присутствует, прототип электронной платы и программного обеспечения. Сейчас пытаемся собрать деньги, чтобы сделать полноценный шлем, в котором будут все компоненты. Первый серийный образец будет в декабре-феврале.

Производить в Китае будете?

У нас примерно 7 партнеров из 7 разных стран. Я не считаю это чем-то уничижительным, что китайцы будут делать, iPhone тоже в Китае делают. Зачем строить свой микросхемный заход? Пусть строят другие люди, у всех своя специализация.

Не боитесь, что китайцы сопрут у вас технологии?

Нет. Во-первых, технология сложная. Во-вторых, каждая компания по чуть-чуть делает свою часть. В-третьих, Китай зарабатывает на объеме и низкие цены держат, а рынок таких шлемов достаточно нишевый и только для тех, кто может продавать нишевой продукт зарабатывая на марже, а не с объёма.

Китай привык играть на объемах, а не на цене. А чтобы бизнес - модель была построена на объеме, а не на марже, и выдержала свое, она должна иметь 50 млн. продаж. Конечно, 50 млн. таких шлемов не продашь, потому что, допустим, в Таиланде много мотоциклистов, но никто не будут этот шлем покупать, даже если он будет стоить не $2 000, а $ 1000, потому что для них это очень высокая цена. Этот шлем только для Западной Европы, Япония, Сингапура, Южной Кореи, США.

Первые образцы у вас будут в Северной Америке?

Да, вторая волна будет - Англия, Австралия, следующая волна - Западная Европа.

А до России когда дойдет?

Вместе с Европой.

Приложения для этой платформы можно будет делать?

Пока не решили. Надо продать для начала 100 тыс. шлемов, потому что для платформы, где 1 шлем всего, никому нет смысла делать приложения.

Какой примерно прогнозируете рынок?

Порядка 100 тысяч в год, если Европа+США. А если весь мир, то в районе 500 тыс. или миллион через несколько лет. Все равно первый год люди, так сказать, будут "принюхиваться". Взрывного роста не будет, чтобы в первый месяц 10 тысяч, во второй 100 тысяч, а в третий миллион. На самом-то деле будет так, что в первый месяц – 10 тыс., 2 месяц - 20 тыс., 3 месяц – 25, как мне кажется. Миллион, 500 тысяч это достижимая цель, но для этого нужно привлечь очень большой капитал.

Вы будете делать шлем под своей маркой?

Да, многие меня спрашивают "почему бы тебе не продать технологию для других производителей?". Я уже объяснял, что любой шлем надо переделывать. Производители просто не смогут доделать свой интерфейс, свою программу. Это то же самое, если человек делает пластиковые ведра, к нему придти и сказать "Ты такие крутые пластиковые ведра делаешь, сделай мне телевизор". А он ответит, что я могу сделать рамку пластиковую для телевизора, но матрицу я сделать не смогу. Текущие производители шлемов фактически производят только корпуса, они не имеют компетенции в оптике, электронике и программном обеспечении, невозможно требовать от людей то, что они не знают. Ну а если никто не сможет сделать, то логично выпускать под своей маркой. Но тут опять же у нас не свой завод, а есть компаньоны и каждый делает свою часть: кто, в чем разбирается. 

Как вы такой продукт продвигать будете?

Сейчас ищем инвестиции и думаем пойти по модели дистрибуции, как Xiaomi. Они не продают через дистрибьюторов или магазины, а только на своем Интернет сайте. В США будем использовать FedEx, за 2 дня приходит гарантированно посылка из Китая в любой город США. Причем они не будут еще 2 недели ходить и говорить: "Знаете, таможенники перепроверяют", "Склад загорелся", "Погода нелетная". Там все быстро доходит, потому что FedEx знает, что если они не доставят, то в следующий раз DHL доставит.

А в России конкуренции нет, поэтому с этим проблемы. А еще у нас борются за сохранение трудовых мест, а не за стимуляцию потребительского спроса. В России поддерживают производство, а в США потребительский спрос.

Там они считают, что потребитель лучше знает, что выбирать, не правительство говорит, что будем поддерживать Сhevrolet, а Ford не будем, они в целом поддерживают всю автомобильную отрасль. Говорят, что тем, кто покупает автомобиль, потребляющий 10 литров топлива на 100 км, а не 15, будет скидка, и производители сами пытаются подстроиться.

Поэтому Барак Обама дает кредит в 800 млн. долларов Tesla на супермашины, а в России закачиваются новые 5 млрд. долларов в АвтоВАЗ, из них 4,5 млрд. разворовывают, и до завода доходит только 500 млн. А тем временем Tesla придумывает такую вещь, что аккумулятор в машине полностью меняется за 90 секунд.

Это для вас такой образец подражания - Tesla?

Не подражания, мы не копируем. Это компания, указывающая на истинные ценности для бизнеса.

Расскажите про Сколково. Что вам дало Сколково?

Сколково дало деньги и пиар в первую очередь. Не будь Сколково, Департамента науки и предпринимательства Москвы, мы бы не сделали этот проект, потому что венчурные инвесторы деньги в такие проекты не вкладывают, они дают деньги на софт, сайт. А здесь много научно-технической работы и связанные с производством вещи. Это гораздо более дорогостоящий процесс, связанный, хотя бы, с обработкой материалов.

Какой залог успеха? Какой вы можете дать совет последователям для попадания в Сколково?

Много работать. Это основной совет. Халявы не бывает. Я вывел такую теорию в этом году: "понятие цены" как один из законов термодинамики. Вечного двигателя не бывает - количество затраченной энергии должно быть необходимым и соответственным для производства чего-либо. Так и здесь – чтобы достичь какого-нибудь результата, необходимо заплатить деньгами, купив на эти деньги трудовые ресурсы или просто заплатив временем, собственными силами, здоровьем.

Т.е если ты хочешь добиться чего-либо, то тебе нужно заплатить, образно говоря дать миллион долларов или 18 часов в день работать на износ. Закон сохранения энергии действует не только в физике, но и в повседневной жизни тоже.

Для того, чтобы получить грант, я работал 16-18 часов в сутки, на протяжении полугода я исписал, наверно, 500 листов. Красноречивым свидетельством может быть, то, что в Сколково подавали 10 тыс. заявок со всей России, 500 компаний утвердили и только 50 получили грант, что показывает, насколько процесс это сложный.

Не будет так, что ты пришел: "Дайте мне деньги". Там с тобой никто не сюсюкается, даже если ты супер гений. Не хочешь бумажки писать? И не надо, до свидания! Нужно много научной работы для того, чтобы получить результат.

 
гаджет
интервью
Android
разработка
Россия
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться