Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 10:57
Apps4all

Алексей Лазоренко (BlaBlaCar): «Не нужно пытаться сделать швейцарский нож, нужно фокусироваться на основной идее сервиса»

Сегодня в гостях у редакции Apps4All Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и Украине. Говорим о первых инвестициях в сервис, слиянии с «Подорожниками», опыте общения с Аркадием Морейнисом, 20 млн. пользователей, стереотипах про закрытость россиян, различиях приложения в России и за рубежом, а также о специфике восприятия сервиса в разных странах и московской команде.

Алексей, добрый день. Для начала расскажите, как вы попали в индустрию mobile?

Думаю, как и для большинства современных ИТ-предпринимателей наш путь в «мобайл» был предсказуемым, разумным и логичным шагом развития сервиса. BlaBlaCar – это платформа, где находят друг друга водители и пассажиры, едущие в одном направлении. Все началось, естественно с десктопной версии, а когда проникновение смартфонов начало расти по экспоненте, аудитория просто затребовала мобильную версию сервиса, потому что искать попутчиков с мобильного гаджета еще проще. Пользователь становится по-настоящему мобильным во всех смыслах.

Сервис появился в 2006 году во Франции. Сегодня мы представлены в 20 странах мира, у нас 20 млн. пользователей и более 15 млн. скачивания мобильных приложений для Android и iPhone. Сегодня мы уже больше мобильный сервис, чем десктопный - большая часть пользователей использует сервис с мобильных устройств. В общих чертах это и есть наша «история попадания в mobile».

Вы были основателем сервиса «Подорожники». Теперь возглавляете BlaBlaCar в России и Украине. Расскажите про историю этого слияния.

В 2010 году в Киеве я с другом Олегом Сербиным основал «Подорожники». Чуть позже к нам присоединился Андрей Бондарь, который должен был заниматься дизайном и версткой. В этом составе мы сделали рабочую версию сервиса, который пытались на голом энтузиазме как-то раскручивать, монетизировать, искать под его развитие инвестиции. Примерно через год нам удалось привлечь первые средства от российского посевного инвестора Аркадия Морейниса. Кроме денег, мы также получили от него его опыт и ценные мысли по улучшению продукта, которые по сути сводились к одному – не нужно пытаться сделать швейцарский нож, нужно фокусироваться на основной идее сервиса и постепенно доводить ее реализацию до совершенства, убедившись, что ты нужен рынку.

Если до этого мы занимались развитием «Подорожников» по ночам, потому что днем работали на основных работах, то теперь, после получения инвестиции, поувольнялись и полностью посвятили время проекту. Первые инвестиции, естественно, были не большими, поэтому уже спустя полгода я взялся искать новые. Я активно участвовал в профильных конференциях, конкурсах, пытался привлечь к нам внимание. Параллельно с этим рассылал «письма счастья» в разные венчурные фонды. Одним из таких фондов был AccelPartners, который, как оказалось, уже инвестировал в BlaBlaCar. Через месяц мне ответил партнер фонда и предложил пообщаться. После пары Skype-звонков мы пришли к пониманию, что имеет смыл обсуждать потенциал в контексте слияния с BlaBlaCar. Уже спустя месяц или два я поехал в Париж в центральный офис BlaBlaCar для знакомства с основателями и командой. До этого мысли продавать «Подорожники» у нас не было. Но довольно быстро стало понятно, что оптимальным сценарием для всех будет работа под одним флагом с BlaBlaCar. «Подорожники» становились частью большой истории, мы получали экспертизу и финансирование для формирования райдшеринга в России и Украине. BlaBlaCar получал возможность выйти за пределы европейского рынка. Страхи и опасения были с обеих сторон. Но теперь, оглядываясь назад, мы пониманием, что большой ошибкой было бы не заключить это партнерство. Сегодня Россия и Украина одни из самых быстрорастущих рынков для компании. Конкретно я делаю то, что хотел – развиваю райдшеринг в этих странах. Олег и Андрей также успешно продолжают работать в компании.

Расскажите подробнее о функциях приложения, как оно работает, что предоставляет пользователям?

Как я уже сказал, BlaBlaCar – это платформа, где водители и пассажиры, следующие в одном направлении, могут встретить друг друга. Работает это следующим образом. Для начала нужно зарегистрироваться на сервисе. Обязательно пройти верификацию личности через мобильный телефон и электронную почту. Загрузить свою фотографию и автомобиля (для водителей), коротко рассказать о себе. Желательно регистрироваться через одну из социальных сетей (Facebook или «ВКонтакте»), чтобы ваши потенциальные попутчики могли видеть, сколько у вас друзей и понимать степень вашей коммуникабельности. Также при регистрации важно указать некоторые параметры, которые позволят подобрать идеального попутчика: степень болтливости (Bla, BlaBla или BlaBlaBla), отношение к домашним животным в салоне, к музыке, к курению.

После этого водители могут публиковать свои предложения о поездах. Им нужно указать город отправления и прибытия, промежуточные пункты, дату и время отправления, ориентировочное время в пути. Можно сопроводить свое предложение дополнительным комментарием и, например, указать размер допустимого багажа.

Пассажиру, чтобы воспользоваться сервисом, после регистрации, нужно выбрать город отправления и прибытия и потом выбирать подходящий вариант из предложенного списка. Обращаю внимание, что предложения о поездках публикуют только водители. У пассажиров такой возможности нет. Это связано с тем, что на BlaBlaCar никто никому услугу не оказывает. Можно лишь присоединиться к водителю, который в любом случае, даже если у него не будет попутчиков, поедет в указанном направлении. Это один из многих пунктов, почему BlaBlaCar не такси.

Также важно сказать, что мы фиксируем стоимость поездки с пассажира. Делаем это из расчета, что если водитель берет трех человек, то он компенсирует до 100% расходов на топливо. Взять в машину можно не больше четырех человек. Можно регулировать стоимость в районе плюс-минус 50% от предложенной сервисом. Завышенная стоимость высвечивается красным цветом. Замечу, что таксистам даже максимально допустимая общая стоимость поездки с пассажиров будет коммерчески не выгодна, поэтому среди водителей BlaBlaCarнет таксистов.

Какое количество активных пользователей на данный момент у приложения? (Статистика по загрузкам в разных странах, присутствие в топах в сторах).

К сожалению, я не могу раскрывать большинство наших данных, тем более в разбивке по конкретным регионам. Как я уже сказал, сегодня у нас больше 15 млн скачивания приложения в мире. Мы регулярно попадем в подборку самых популярных транспортных приложений в App Store и Google Play. Пожалуй, это все.

Кто ваша основная аудитория?

Наша аудитория – это все люди старше 18 лет, которые по той или иной причине заинтересованы в выгодной и удобной междугородней поездке. Мы долго пытались найти именно тех, кому райдшеринг подходит больше всего, чтобы называть их «нашей основной аудиторией». Но недавно смирились. Научным путем установлено: райдшеринг интересен всем людям, вне зависимости от цветовой дифференциации их штанов.

Какова внутренняя градация пользователей?

Приблизительно поровну делятся следующие возрастные группы: 18-25 лет, 25-35 лет, 35 и старше. Мужчин чуть больше, чем женщин. Говоря о профессиональной деятельности, чаще всего они характеризуют себя как «менеджеры» и «специалисты», то есть это люди с определенным финансовым достатком, знающие цену деньгам. Средний возраст в Украине – 27 лет, в России – 28, в Европе – 31.

Чем отличается приложение в России и за рубежом?

Практически ничем. По сути BlaBlaCar в России – это тот же BlaBlaCar, что и во Франции, Испании или Бразилии. Есть лишь разница в нюансах, которые связаны с этапом развития сервиса в конкретной стране. Например, во Франции сервис уже монетизирован, в России – нет. В Польше уже внедрена система автоматического бронирования, в Россия мы эту функцию запустили только 16 ноября по одному тестовому маршруту, по всей России включим весной.

Часто новые «фичи» сперва появляются во Франции, на родине сервиса, тем более, что именно там сосредоточена основная часть наших разработчиков, а потом разворачиваются на другие страны. Как быстро это происходит – зависит от этапа развития и потребностей BlaBlaCar в конкретном регионе.

Расскажите подробней про монетизацию. Будет ли осуществлена функция оплаты поездки через приложение и идентификация по банковским картам?

Есть определенные отличия монетизации в разных странах. Например, во Франции или Испании всем пользователям необходимо «привязывать» к своему профилю банковскую карту. При бронировании места в автомобиле с карты пассажира снимается соответствующая сумма, которая отправляется водителю после успешного совершения совместной поездки и получения пин кода от пассажира. BlaBlaCarдополнительно удерживает с пассажира около 10-15% стоимости поездки. Такая модель уже доказала свою работоспособность во Франции, Испании, Португалии и активно развивается в Италии, Великобритании, Нидерландах и других странах . При этом мы прекрасно понимаем, что пользователям в России и Украине привычнее и удобнее платить наличными, поэтому не исключено, что будем лишь брать комиссию при бронировании, без необходимости оплачивать всю поездку. Постараемся для оплаты предоставить максимум привычных платежных инструментов. Естественно, это все формирует дополнительный слой безопасности.

В СМИ появилась информация, что вы начали внедрять онлайн-бронирование в отдельных регионах. Может об этом рассказать?

16 ноября мы запустили систему онлайн-бронирование между городами Челябинск и Екатеринбург. В течение нескольких месяцев внедрим ее по всей России. Что это такое? Объясню на пальцах, чтобы было понятно даже тем читателям, которые пока не пользовались наши сервисом. Без системы онлайн-бронирования все пользователи, после обязательной регистрации, договариваются о совместной поездки любым доступным им способом: через систему внутренних сообщений сервиса и по телефону. Система онлайн-бронирования сужает этот инструментарий до нескольких кликов. Видишь попутный автомобиль со свободным местами? – В один клик бронируешь и получаешь подтверждение брони, в том числе на почту и в виде смс. То есть процесс бронирования в автомобиле попутчика становится максимально похожим на то, как вы бронируете место через интернет в поезде или самолете. Но только в BlaBlaCar есть много дополнительных плюсов. Например, вы видите профили своих попутчиков (не только водителя), то есть кто они, сколько им лет, какие у них привычки, какие отзывы от предыдущих попутчиков они имеют и т.д. Вы можете выбрать с кем вам ехать, а с кем нет. Покупая билет на поезд вы не можете знать будут ли вашими соседями «веселые и буйные» ребята или мамы с плачущими детьми, а у нас можете и делаете осознанный выбор.

Есть много-много других плюсов, но об этом лучше отдельно почитать у нас на сайте. Важный момент заключается в том, что система онлайн-бронирования – это промежуточный этап перед внедрением монетизации, что произойдет не раньше третьего квартала 2016 года. Комиссия составит около 12-15%.

Согласны ли вы с тем, что закрытость людей в России - это по большей части лишь стереотипы?

Абсолютно. Сегодня Россия – один из самых быстрорастущих рынков для BlaBlaCar. Ежедневно россияне совершают десятки тысяч поездок с попутчиками, которых не знают лично, но которым доверяют только на основании рейтингов и отзывов от других попутчиков BlaBlaCar. По крайней мере на примере нашего сервиса можно с уверенностью сказать, что теория про закрытость россиян несостоятельна. Это стереотип.

В России вы также проводили исследование относительно уровня доверия людей к разным социальным категориям - соседи, коллеги, друзья, родственники, - поделитесь результатами.

Мы проводили большое исследование совместно с компанией TNS Sofres, специализирующейся на изучение общественного мнения по разным вопросам. В первую очередь нас интересовало влияние райдшеринга на безопасность дорожного движения. Один из вопросов касался доверия людей к попутчикам разных социальных категорий. Результаты получились довольно забавные. Например, на просьбу указать степень доверия к разным людям, если бы пришлось с ними совершать поездку на расстояние 300 км (при условии, что они водители), были следующие результаты: водитель BlaBlaCar (72%), лучший друг (70%), коллега (64%), супруг (63%), сосед (48%). Меньше всего доверия было к маме (32%) и случайному водителю на дороге (22%).

Что касается непосредственно влияния райдшеринга на безопасность, то результаты тоже были интересными. Например, 83% водителей BlaBlaCar сказали, что присутствие в салоне пассажиров помогает им не засыпать и внимательно следить за дорогой. Столько же водителей сказали, что райдшеринг, то есть поездка с попутчиками, побуждает их к более внимательному вождению и соблюдению правил дорожного движения.

Было много интересных данных, но в целом результаты говорят о том, что поездка с попутчиками значительно влияет на внимание водителя на дороге, что косвенно, по нашему убеждению, сказывается на безопасности дорожного движения. Мы были очень довольны результатами исследования.

Вы присутствуете на рынках 20 стран. Как удается координировать множество офисов друг с другом? Есть ли общая корпоративная политика?

Маленькое уточнение: присутствуем в 20 странах, но офисы в 13-ти. Тем не менее – это больше, чем два, и координировать их между собой действительно надо. Думаю, что нам это удается благодаря соблюдению баланса: с одной стороны правильно выстраиваем систему управления из головного офиса, с другой стороны – даем максимум свободы локальным офисам. Не буду давать советов, как это сделать, потому что здесь не может быть единственного верного решения. Однако очевидно, что нам этот баланс нащупать удалось.

Что касается общей корпоративной культуры, то конечно же она у нас есть. Она прививается с первых же дней работы в компании, когда на одну рабочую неделю сотрудник отправляется в парижский офис на так называемую Onboardingsession, где он знакомится с принципами компании, своими коллегами, посещает необходимые мастер-классы и тренинги.

Два раза в год все сотрудники компании участвуют в InternationalWeek, во время которой мы также собираемся в Париже для обсуждения стратегии развития, успешных кейсов, возможно каких-то неудачных примеров, координируем свои действия.

Каждую неделю проводим BlaBlaTalk – что-то вроде онлайн презентации для всех сотрудников компании, во время которой один из департаментов головного офиса рассказывает о своих достижениях и планах. По мимо этого есть различные еженедельные онлайн встречи профильных департаментов разных стран, например, между маркетологами, комьюнити-менеджерами и т.д.

Чтобы сблизить между собой сотрудников разных офисов и узнавать особенности разных стран и специфику их работы, у нас есть такое понятие, как BlaBlaSwap – это возможность раз в год каждому сотруднику работать одну неделю из любого другого офиса.

Раз в год после одной из InternationalWeek мы всем офисом отдыхаем в дали от городской суеты. Это называется BlaBlaBreak. Последние два раза, например, ездили в Альпы на горнолыжный курорт.

Корпоративная культура – очень важный аспект в построении сильной команды. Мы большое внимание уделяем этому вопросу, но стараемся не перегнуть палку. По моему ощущение здесь нам тоже удается соблюдать правильный баланс.

Кто состоит в московской команде?

Московская команда состоит из семи человек (скоро будет восемь): я, два онлайн маркетолога, три комьюнити-менеджера, менеджер по работе с партнерами и пиарщик. Это молодые ребята, старшему из которых недавно исполнилось тридцать лет. Активные и амбициозные. Настоящая команда профессионалов, которой удалось сделать BlaBlaCar одним из самых обсуждаемых транспортных проектов в России.

Кого назовете основными конкурентами? И что отличает ваш проект от конкурентов?

Если говорить про другие райдшеринговые сервисы в России, то, к сожалению, они нам уже совсем не конкуренты. К сожалению, потому что бремя ответственности за развитие целой индустрии лежит только на наших плечах. Не буду даже называть эти компании, потому что скорее всего этих проекты уже закрылись.

Большего всего наши интересы пересекаются с междугородними автобусами и РЖД. Но мы вряд ли когда-нибудь будем называться конкурентами. Мы просто другой вид транспорта, который их дополняет. У нас есть определенные преимущества, например, мы гибче – нам не нужны вокзалы для посадки и высадки пассажиров, нам не нужны рельсы, чтобы следовать по строго определенном маршруту. Но есть и очевидные недостатки. Например, ехать два дня в поезде, гораздо удобней, чем в автомобиле. Мы прекрасное решение для поездок от подъезда до подъезда продолжительностью 6-8 часов.

Приведите лучшие из ваших акций и активностей по привлечению пользователей и продвижению приложения?

Например, партнерство с «Яндекс». При построении маршрута в сервисе «Яндекс.Карты» водителю предлагается воспользоваться сервисом BlaBlaCar, чтобы компенсировать расходы, если его маршрут более 100 км. А пассажир при поиске транспорта из города А в город Б на сервисе «Яндекс.Рассписания» помимо поездов, автобусов и самолетов видит предложения наших водителей. Супер удачно проходили тестовые рекламные компании во «ВКонтакте», когда они только-только запускали мобильную рекламу. Другие каналы тоже работают довольно эффективно в соотношении цена-качество. Всеми деталями, к сожалению, поделиться не смогу т.к. банально для этого требуется отдельное интервью.

Развитие райдшеринга глобально: какие возникают сложности? На какие грабли уже наступили, какие уроки вынесли?

Я бы не стал выделять какие-то сложности, кроме двух: готовность рынка и специфика страны. Первый случай легко показать на примере Германии и России. Когда BlaBlaCar выходил на рынок Германии, там уже активно работал один старейших райдшеринговых сервисов Carpooling.com, у него было несколько миллионов пользователей и хорошая узнаваемость. Поэтому при выходе на этот рынок не было необходимости рассказывать, что такое райдшеринг, нужно было бросить усилия на формирование более интересного конкурентного предложения. Нам это удалось: в конечном счете, мы просто поглотили Carpooling.com.

Это кардинально отличается от того, как проходил выход BlaBlaCarв Россию. Несмотря на то, что до 2014 года в России уже работали «Подорожники» и другие сервисы, рынок райдшеринга фактически находился в зачаточном состоянии. Нам приходилось (и это работа до сих пор не прекращается) очень много усилий тратить на банальное обучение аудитории: рассказывать людям, что такое райдшеринг, как это работает, почему это безопасно, почему мы не такси и не автостоп и т.д. и т.п.

Теперь по поводу специфики рынков. Есть страны размером с Черногорию, а есть размером с Россию. Есть страны, где не слышали про «ВКонтакте» и «Яндекс», а есть, где мало что слышали про Facebook и Google. Есть страны, в которых женщине не разрешено бронировать поездки без сопровождения мужчины (Индия), есть – со специфическим отношением к страхованию, помешанные на безопасности (Великобритания). Так вот, специфика страны может быть какой угодно и накладывать очень существенные отпечатки на стратегию и тактику развития сервиса. Но не решаемых задач нет.

Какие планы развития проекта? 

Планы на ближайшее время: сначала внедрение системы онлайн-бронирования мест в автомобиле по всей России. Этот процесс растянется приблизительно до середины весны. Затем подготовка и внедрение монетизации, что значительно упростит пользование нашим сервисом и даст и водителю и пассажирам определенную гарантию, что его поездка не отменится в последний момент и т.д.

Также скоро появится функция RidesMap, которая позволит участникам поездки видеть положение друг друга в районе места встречи на карте и писать сообщения в общий чат.

Кстати, в самое ближайшее время также появится такая интересная, но очень полезная опция, как гарантия не более двух пассажиров на заднем сиденье автомобиля. Уровень комфорта и, соответственно, удовлетворенность пользователей – наш приоритет, и эта функция будет этому способствовать. Пассажиры смогут выбирать водителей, которые внимательней относятся к потребностям своих попутчиков.

И последний, наш традиционный вопрос: какие приложения в вашем смартфоне?  Можете назвать свой топ приложений по частоте использования и еще несколько примеров клевых приложений, которые вам нравятся с точки зрения их реализации или идеи?

Топ 10 по частоте:

  • Почта, Календарь
  • Facebook
  • Skype, Viber, Hangouts, FB Messenger (но чаще-таки пишут в Skype)
  • Яндекс.Навигатор в России и Google Maps за её пределами
  • Gett или Uber (зависит от скорости подачи авто)
  • Trello
  • Skyscanner, Aviasales (сравниваю, где удобнее и выгоднее рейсы)
  • Apple Music (оформил подписку)
  • Expensify (для учета корпоративных повседневных расходов)
  • Ebay

Просто нравятся:

  • Scannable (на мой взгляд лучший сканнер документов)
  • Houzz (черпаю вдохновение для своей квартиры)
  • Prune, Room 1, 2, 3, Tiny Wings – просто классные игрушки
  • Priceline – уже несколько раз в США бронировал через них крутые отели за полцены через их рулетку - задаешь параметры и в слепую оплачиваешь, зная лишь, что будет хороший отель в указанном районе, но цена ниже, чем по дефолту. И азарт и экономия до 50%. 

Алексей, благодарим за интересную беседу! Успехов вам и дальнейшего развития!

Скачать BlaBlaCar для iOS: https://itunes.apple.com/ru/app/blablacar-poisk-poputcikov/id341329033

Скачать BlaBlaCar для Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.comuto&hl=ru

 
интервью
BlaBlaCar
приложение
райдшеринг
travel
поездки
разработка
Продвижение
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться