Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:05
Apps4all

Александр Бабаев (DevPocket): «К нам приходят те, кому важно получить классное приложение»

​Ни для кого не секрет, что до момента попадания приложений в наши смартфоны, они проходят нелёгкий путь от момента возникновения идеи и составления ТЗ до проработки стратегии продвижения и аналитики после размещения в маркет. Сегодня редакция Apps4All пообщалась с техническим директором DevPocket, Александром Бабаевым. Это компания-разработчик с многолетним опытом в индустрии разработки приложений. Александр поделился историей и опытом компании, в том числе рассказал о выходе на зарубежный рынок и тонкостях взаимодействия с заказчиками.

Александр, рады приветствовать!

547664c6b1eb12.63153348.png

Расскажите о DevPocket. Чем занимается компания, какие направления являются приоритетными?

Изначально, в 2007 году, мы совершенно не собирались заниматься промышленной разработкой мобильных приложений для всех платформ. Нам просто нравился iPhone, и мы хотели написать для него какое-нибудь интересное приложение. С тех пор многое изменилось, но наша мотивация осталась прежней: нам нравится делать неординарные штуки.

Если коротко, то DevPocket занимается созданием высококачественных решений, связанных с мобильными технологиями. Мы не делаем приложения-визитки или шаблонные проекты. К нам приходят те, кому важно получить классное приложение.

В последнее время мы много внимания уделяем Bluetooth LE и iBeacons. Это сравнительно новые технологии, которыми пока что мало кто занимается, а сфера их применения очень широка: это не только навигация внутри помещений, но и дистанционная работа с разными устройствами, а также отслеживание местоположения объектов и многое другое.

Когда и кем основана компания? Чего удалось достичь за время существования?

Компания основана тремя людьми: я отвечал за разработку, Михаил Богорад занимался всеми организационными вопросами и общением с клиентами, и был еще один эксперт-консультант, который стал инвестором. Мы начали писать приложения в 2007 году, когда еще для этого не было никаких средств, но полноценно это стало возможным только летом 2008 года, когда Apple выпустила iPhone SDK.

За прошедшие шесть лет мы сделали более ста проектов, часть видна в портфолио, другая часть, увы, под NDA. Наши приложения регулярно оказывались в разделе Best New Apps, занимали верхние строки в списках самых популярных приложений. Но главное: наши клиенты обращаются к нам снова и снова, рекомендуют нас своим коллегам и партнерам, а пользователи наших приложений ставят пятизвездочные отзывы и пишут письма с благодарностями. На мой взгляд, это главное достижение.

Вы ведь сейчас – международная компания? Как выходили на мировой рынок? Какие были трудности?

Да, у нас есть отделения в России, США и Израиле. Выходить на американский рынок было нелегко: мы начали делать это в 2011 году, и момент уже был немного упущен. Если в России мы были одними из первых, то на американском рынке была уже масса игроков, разрабатывающих приложения любого качества и в любом ценовом диапазоне. Кроме того, у нас было куда меньше контактов, которые могли бы помочь с изначальным продвижением. Наконец, многие американцы к тому времени уже получили неудачный опыт работы с аутсорсерами за рубежом (часто в Индии) и с подозрением относились ко всем, кто не сидит всей командой в Штатах.

Несмотря на это сейчас у нас примерно половина проектов делается для американских клиентов, и, благодаря их рекомендациям, к нам приходят новые и новые клиенты.

Привлекались ли инвестиции для развития DevPocket?

На первых порах инвестиции были необходимы, в дальнейшем они привлекались только под некоторые собственные проекты. Например, мы выпустили iTrace – лучшее приложение для iPad и iPhone, обучающее детей письму. На этот проект мы в сумме потратили более человеко-года дизайна и столько же разработки, и для него потребовалось привлечь дополнительные инвестиции. Зато это приложение постоянно находится в пред-выборках Apple, его обновления всегда есть в Best New Apps.

5476651c3b3964.26636345.jpeg

Как находили первых клиентов? С чего всё начиналось?

Мы начали с того, что создали первый в России сайт, посвященный разработке под iPhone. Писали туда статьи и новости, переводили интересные тексты с английского. Кроме того, мы ездили с лекциями и мастер-классами по разным мероприятиям. Поскольку тема была новая, к нам стали приходить клиенты, потом они советовали нас своим друзьям и партнерам и т.д.

Как формировалась команда? Сколько сейчас работает в штате, и какие специалисты?

Пока это было хобби, нас было всего двое, а дальше, по мере увеличения количества заказчиков, мы нанимали разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Стало быстро понятно, что мобильные проекты часто очень небольшие, и их проще делать силами одного, максимум двух людей. Но это должны быть максимально квалифицированные люди. В результате у нас есть только senior-разработчики и дизайнеры, другие просто не могут показать требуемую производительность и качество. Мобильные разработчики, дизайнеры и менеджеры – всего в штате около 15 человек, но прибегаем и к помощи удаленных команд.

Вам приходилось поработать с крупными компаниями. Перечислите их и, если можно, расскажите, как они на Вас вышли?

С Яндексом все началось с клиента сервиса Яндекс.Электрички, который мы сделали на первом питерском хакатоне. Сделанная за сутки поделка со временем превратилась в полноценное приложение, выполненное по заказу Яндекса. Примерно в это же время мы начали сотрудничать с компанией НетТрейдер, они нашли нас благодаря запущенному сайту, посвященному разработке. Потом были, ForexClub, Exante, Мегаплан, Северсталь, они, в основном, приходили по рекомендациям.

547665c429ee36.63470209.jpg

547665d3be65b4.86211797.jpg

Чем оказался полезен опыт взаимодействия с большими корпорациями?

В работе с большими компаниями приходится быть более аккуратными во всех договоренностях: по неопытности мы оказывались в ситуациях, когда любая неопределенность в ТЗ толковалась в пользу заказчика, а нам приходилось выполнять больший объем работы, чем мы рассчитывали изначально. Но в итоге мы приобрели ценнейший опыт, который очень помогает нам сейчас.

Насколько критичным является портфолио при поиске «крупной рыбы»? Каковы к нему основные требования?

По моим наблюдениям, очень полезно иметь в портфолио хороший релевантный проект – это уменьшает риски для клиента и ему проще начать работать с подрядчиком. Хотя клиенты, конечно, бывают очень разными. Для кого-то «крупная рыба» в портфолио менее важна, чем рекомендация от партнеров, с которыми мы уже работали.

547666030ffe69.85976837.jpg

Есть ли у Вас какой-то проект, который заметно изменил положение дел в DevPocket?

Скорее нет, чем да. Это было очень постепенное, монотонное развитие. У нас не было одного клиента, на котором мы бы разрослись в несколько раз.

Поскольку Ваш опыт достаточно велик, хотелось бы обсудить такой момент, как вовлечение клиента в процесс выполнения его проекта. Начнём с ТЗ. Какие недоработки приходится встречать на этапе согласования ТЗ? Что предпринимаете для того чтобы правильно наладить контакт с клиентом?

Клиент очень редко приходит с хорошим ТЗ. Иногда приходит с большим ТЗ (более 100 страниц), но очень редко – с полным. По ходу проекта всплывает куча непредвиденных мелочей, к этому надо быть готовым. Чаще всего нам приходится самим делать ТЗ на основе документов, предоставленных заказчиком. В процессе у нас возникает масса вопросов, которые мы постоянно обсуждаем с клиентом, предлагаем свои идеи и улучшения. Наладить контакт в процессе совместной работы на ТЗ обычно несложно, достаточно просто погрузиться в задачу клиента.

Может, есть личные наблюдения, как это зависит от того, каков масштаб компании клиента-заказчика?

На мой взгляд, маленькие компании больше прислушиваются к советам и чаще обращаются за помощью. Кроме того, они быстрее принимают решения, но чаще их потом пересматривают. Большие же компании зачастую приходят с готовыми ответами, но зато более постоянны в своих мнениях.

Насколько вообще важна вовлечённость клиента в проект? Это как-нибудь зависит от его направленности? Среди наших читателей есть и те, и другие. Какие рекомендации можете дать разработчику для мотивации клиента на максимальное взаимодействие, и то же самое для клиента – как правильно настаивать на своём, а когда лучше прислушаться к мнению девелоперов?

Мобильное приложение зачастую не самостоятельный продукт в вакууме, а дополнение к уже существующему решению или бизнесу. Это понимаем мы, это отлично понимают клиенты, и я не припомню проблем с вовлеченностью клиента в процесс.

Как я уже говорил, мелкие вопросы возникают часто, мы регулярно что-то обсуждаем, и клиент всегда в курсе того, что происходит. Самая частая проблема – это излишняя поспешность клиента. Бывало, что нас просят предоставить билд приложения до того, как мы успели его стабилизировать и протестировать, «просто посмотреть», а потом клиент расстраивается, что билд сырой. В какой-то момент мы перестали идти на поводу у клиентов, начали выдавать уже готовый (или почти готовый) продукт, и коммуникация значительно упростилась.

Что же касается советов для клиентов, самое полезное, что может сделать клиент при обсуждении какого-то вопроса, это объяснить, почему ему хочется именного того или иного и почему предложенный разработчиком вариант ему не нравится. Чем подробнее объяснение, тем проще разработчику придумать лучший вариант.

Приходилось ли сталкиваться с проблемами тотального непонимания в системе «заказчик-исполнитель»? Как разрешали конфликты?

Очень редко. Был один случай, когда мы на стадии дизайна поняли, что не можем найти общий язык с заказчиком, и мирно расстались. Еще был случай: заказчик постоянно торопил, просил сырые билды, а потом возмущался качеством нашей работы. Но это крайне редкие ситуации, обычно достаточно спокойно обсудить ситуацию, чтобы найти решение.

А заметны отличия этого взаимодействия в РФ и за рубежом? Где с этим меньше проблем?

У нас много клиентов в Америке, различия с российскими клиентами не так уж очень велики. Я бы сказал, что американские клиенты имеют тенденцию больше доверять разработчикам, но они и более требовательны. Их проще убедить, что есть лучшее решение, но они болезненнее относятся к любым неточностям. Американским клиентам лучше выдать приложение на неделю позже, но полностью оттестированное.

Проект готов, деньги использованы, но клиент не доволен. Какие есть пути, и какой из них видится самым рациональным?

Честно говоря, я не помню, чтобы мы оказывались в такой ситуации. Случалось: у клиента изначально были не вполне реалистичные ожидания, и он огорчался, что приложение в первую неделю не скачало 10 тысяч человек. Один раз, несколько лет назад, нас попросили сделать очевидную ерунду, и мы, к сожалению, согласились. Через месяц клиент понял, что получается ерунда, и был недоволен. Но и в этой ситуации мы впоследствии смогли продолжить работу и выпустить интереснейшие приложения. В ситуацию, когда все готово, а клиент недоволен, лучше просто не попадать. Для этого заранее рисуется дизайн, иногда делается прототип, пишется ТЗ, обсуждаются бизнес-задачи.

Должен ли выбранный ход решения быть заложен в политику компании-разработчика или принятие решений в каждом конкретном случае требует своей аналитики?

Смотря о каких решениях мы говорим. У нас есть небольшое количество вещей, которые заложены в политику компании: 

  • мы не соглашаемся по фиксированной цене дорабатывать чужой код; 
  • не делаем проект, если нам потом будет за него стыдно;
  • не соглашаемся на сроки, если не уверены в их реалистичности;
  • отказываемся реализовывать технические решения, которые заведомо приведут к проблемам.

Но дальше в любом проекте есть детали, которые требуют своей аналитики, иначе мы бы клепали одинаковые приложения под копирку. Такие компании тоже есть, но это не наш бизнес.

Где Вам видится будущее рынка мобильных приложений и сервисов?

Я очень люблю читать всякие прогнозы через пару лет после того, как они были сделаны. И не я один, подборки всяких глупостей делают все, кому не лень: http://www.businessinsider.com/iphone-predictions-from-2007-2012-6?op=1

Я предпочитаю говорить о том, что видно. Есть очевидный тренд: приложения становятся все более сложными, а пользователи уже не очень охотно ставят новые приложения, просто чтобы посмотреть. Поэтому, чтобы приложение стало популярным, оно должно быть очень качественным и полезным.

С другой стороны, это не мешает приложениям типа Yo! набирать миллионные аудитории. Поживем – увидим.

Многие пророчат перенасыщенность маркетов и в целом мобильных продуктов, как это может повлиять на жизнь компаний-разработчиков?

Тут не нужно быть пророком: естественно маркеты перенасыщены, если в каждом уже давно более миллиона приложений. Это, однако, совершенно не означает, что работы будет становиться меньше. Во-первых, даже просто поддержка существующих приложений создает огромный пласт работы. Во-вторых, приложения становятся все более сложными и качественными, и в них инвестируются все более серьезные суммы, поэтому объем работы продолжает расти. И, наконец, появляются все новые рынки. Скажем, с появлением Apple Watch многие могут захотеть реализовать поддержку этого нового устройства. Также мы сейчас активно занимаемся проектами, использующими Bluetooth LE (в частности, iBeacons). Технология сравнительно новая, сфера ее применения огромна: можно сделать и навигацию по помещениям, и программу лояльности, работу с огромным количеством датчиков, системы отслеживания местоположений объектов и массу других вещей.

Александр, благодарим за уделённое время и желаем дальнейших успехов!

 
интервью
DevPocket
разработка
мобильная разработка
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться