Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 10:57

Культурный код. Взгляд изнутри

«Культурный код» – игра слов, такое же производное от двух, еще недавно никак не пересекавшихся понятий. И он же – омоним совсем другого устойчивого понятия. Имеются в виду не те культурные коды, которые без лишних слов считывают представители одной и той же социальной группы (города, страны, эпохи). Код здесь – цепочка формул и команд, заданных программистом, а культура – сфера применения этого кода. Все вместе это – 24-часовой хакатон (неологизм, появившийся в результате скрещения сути и названия таких понятий, как «хакер» и «марафон»), посвященный IT-инновациям в области культуры.

В этой особенности и заключается его главное конкурентное преимущество перед подобными хакатонами, которые вслед за остальным миром постепенно набирают популярность в России. Преимущественно они организовываются IT-компаниями и проводятся в целях IT-компаний. Как пример – хакатон, недавно проведенный в Петербурге командой «ВКонтакте».

В форме регистрации «Культурного кода» есть графа не только «программист» и «дизайнер», но и «автор идеи». Если совсем коротко, чтобы слегка заработать (призовой фонд – 300 000 рублей), необязательно знать тот самый код. Достаточно обладать нестандартным мышлением, пониманием основных тенденций, уже существующих или еще не сформулированных потребностей рынка цифровых технологий.

На бумаге (ну или на странице в фейсбуке) все это выглядело достаточно занимательно, чтобы попробовать на себе. Хакатоны в России – дело молодое и «Культурный код» не исключение, поэтому пройти регистрацию на мероприятие проще простого. Если совсем коротко: берут всех желающих.

Дело проходило на окраине огромного павильона «Космос», что на ВДНХ. За дверью гремела «Битва роботов», такой рестлинг среди радиоуправляемых железяк с лазерным шоу и танцами шотландских барабанщиков в килтах в перерыве. По сравнению с их индустриальным размахом, наш укромный уголок выглядел как хорошо оборудованный гараж в каком-нибудь особняке в Купертино. Ну примерно таком, в каком когда-то Стив Джобс сотоварищи основал компанию Apple.

При этом на глаз участников собралось чуть больше сотни. Заявленная тема – «Кино и ТВ». Среди партнеров хакатона – фестиваль им. Тарковского «Зеркало», СТС с проектом «Второй экран», YotaPhone с еще одним вторым экраном – на этот раз в прямом смысле, и сервис покупки билетов «Киноход». Каждый из партнеров предоставил свои призы тем из участников, кто лучше всего либо решит одну из заготовленных задач, либо реализует что-то новое, до чего догадался самостоятельно.

У меня никаких идей не было, друзей-программистов тоже, поэтому, недолго думая, я привязался к одной из команд (проще говоря – к первой попавшейся). И это была первая и ключевая ошибка.

Формально говоря, и команды никакой не было. Скорее два отдельных программиста, которые таким же случайным образом оказались за одним столом. Один – тихоня и паникер, за ближайшие сутки он так и не напишет ни одной полезной строчки кода, хотя проведет у ноутбука ночь без сна. Зато постоянно будет поддерживать вокруг подходящий градус тревоги. Второй – целеустремленный и зараженный навязчивой в своей утопичности идеей. Настолько, что в итоге вовсе откололся от команды, решив представить полностью свой проект. (Что-то про возможность выбирать один из альтернативных финалов фильма или эпизода сериала в прямом телеэфире). Зато именно он дал первоначальный импульс и помог нащупать идею.

Ближе всего к понятию «альтернативный», да и к фильмам в представленных категориях оказался СТС с «Вторым экраном». Именно к представителю от канала я и потащил нашего программиста питчинговать его идею, наивно полагаясь на то, что мнение эксперта (и одного из хозяев банкета), а не парня с улицы, то есть меня, будет звучать убедительнее.

Наивный, я просто в очередной раз недооценил возможности человеческой энергии заблуждения.

Тем временем, минут за пять-семь активного общения с представителем канала, наконец-то удалось сформулировать идею, как внятную, вполне доступную в реализации, так и потенциально интересную СТС. Сначала она звучала дико амбициозно и сложно. Как попытка развить прием, уже реализованный на ТВ в рамках межэфирного промо, когда во время рекламной паузы герои «Кухни» сталкиваются с персонажами из «Ворониных». По сути, задача заключалась в том, чтобы расширить интерактив «Второго экрана» до уровня полноценной онлайн-игры по типу «Симс». Только с героями, взятыми из одного из сериалов СТС, причем «живыми», то есть со своими характерами и привычками. По задумке они должны были не только реагировать на действия пользователя, но и на происходящее в прямом эфире, отпуская осмысленные реплики в адрес того, что показывают по телевизору прямо сейчас. Так, чтобы герои «Молодежки» обсуждали «Кухню», но уже не как отстраненные зрители, как мы с вами, а как полноценные участники событий. Чтобы спаять вымысел с реальностью. Ну и устроить на базе «Второго экрана» (а далее везде) своего рода вселенную СТС по аналогии с «Марвелом».

Понятное дело, что идею в таком виде было бы сложно упаковать за 24 часа даже в формат обычной презентации. К тому же, по словам представителя канала, в этом случае мы неизбежно уперлись бы в конфликт правообладания. Каждый из сериалов производит свой продакшн, который вряд ли будет в восторге от вмешательства в его пространство постороннего, чужеродного контента, пусть и стоящего рядом с ним в эфирной сетке.

Тогда было решено отказаться от идеи с «Марвелом», сохранив принцип «Симс». То есть придумать такую же интерактивную семью со своими характерами, но уже с нуля. Таких виртуальных, но абсолютно преданных зрителей СТС.

Утвердив подобную концепцию, команда в составе трех человек, из которых, напоминаю, один не умеет программировать вовсе, второй вроде как умеет, но почему-то не программирует, а третий вообще не видит ничего, кроме своей (другой) идеи, оказалась в довольно интересном положении. Тогда мы обратились к организаторам, которые помогли найти еще двух программистов. Одного 16-летнего кучерявого гения, второго – студента Бауманки, совсем тихоню, но тоже вполне хрестоматийного хакера. И работа наконец-то пошла.

Не считая первых двух часов, которые были посвящены донесению и усвоению информации о том, что же на самом деле мы принимаемся создавать, оставшиеся двадцать два были полностью отданы программированию.

И вот тут сходство со всеми фильмами про хакеров (и великим американским фильмом «Социальная сеть») закончилось. Начался липкий кошмар, в котором любая – на словах – элементарная идея превращалась на практике в часы – как казалось со стороны – бесплодных усилий.

К исходу хакатона, с уже поделившейся на две неравные части командой, с паникером, вообще не программистом и двумя хакерами – мы подошли к защите проекта с насквозь сырым приложением в виде "живой" румяной девушки, взятой из клипартов. Все, что она умела – реагировать на клики мышкой произвольными восклицаниями и ничем не мотивированной сменой эмоций. А также раз в две и три минуты отпускать опять же ничем не мотивированные комментарии о жизни и о себе, а также об эфирной сетке СТС. Все же великолепие первоначального замысла, как и сутки назад, по-прежнему приходилось облекать в слова.

В итоге в суть проекта (названного по имени румяной девчушки – «Татьяна») из всего масштабного жюри вникла только представитель СТС, она же задавала осмысленные комментарии по теме. Остальные были вынуждены обреченно смотреть на нечто, притворяющееся приложением для iPhone.

Впрочем, выиграла хакатон команда, которая тоже, по факту, не представила в своей презентации ничего, кроме красивых обещаний. А именно: разработать софт, позволяющий любому желающему на киносеансах с дублированными иностранными фильмами включить через приложение на айфоне в свои персональные наушники оригинальную звуковую дорожку.

Вывода тут два: для участников на будущее – представлять на суд не только оригинальную, но и максимально простую в реализации и понимании идею. И для организаторов: допускать к защите только те команды, которые все-таки смогли за 24 часа создать хоть что-то, похожее на работающий концепт.

Для партнеров хакатона, судя по комментариям после защиты, подобный опыт со всех сторон. То, что для участников – фан, соревновательный жар и угар, для них – клевый инструмент развития, модернизации и монетизации (как без нее) собственного бизнеса. 

К слову, пара хакеров из команды "Татьяна" со своей задачей, по большому счету, справилась. Как и паникер, и автор навязчивой идеи. Просто задачи у каждого были разные. А большего успеха всей команде как раз помешали добиться не налаженные действия отдельных ее членов и общий дисбаланс: у "Татьяны" было вдоволь программистов и ни одного дизайнера. А имевшиеся в наличии бойцы распределили между собой задачи крайне неэффективно.

Впрочем, перед "Татьяной" и не стояло всерьез задачи победить. Скорее испытать на себе нечто новое. И в этом смысле, что касается одного не программиста в команде (меня), то это было удивительное приключение, переворот сознания и прочие метафоры на эту тему. Тот случай, когда ты вынужден любое, даже самое простое соображение в буквальном смысле раскладывать на атомы, нолики и единички, чтобы человек на том конце света (если не на другой планете) смог облечь твои мысли в строки кода. Такое отличное коммуникативное упражнение по разрушению барьеров, прежде всего у себя в голове. 

И с этой своей функцией "Культурный код" справился прекрасно.

 
культурный код
Хакатон
деловые мероприятия
Apps4All
программисты
отзыв
0 0 0
Bernardeduri Bernardeduri
17-01-2017, 04:35
Я уже посмотрел этот фильм на нормальном сайте, просто супер, не зря его так долго ждал! Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться