Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 10:57
Apps4all

Максим Юдин (HeadHunter): «Неделю назад нас зафичирил Google, и мы выбрались на первое место в категории Бизнес»

В гостях у Apps4All Максим Юдин, Android Team Lead HeadHunter. Расспрашиваем о самом популярном приложении для поиска работы, количестве резюме разработчиков на hh.ru и трудностях при разработке.

Максим, добрый день. Для начала расскажите, как вы попали в индустрию mobile? Предыстория и путь к hh.ru.

В мобильной сфере я уже больше 10 лет. Началось всё с Windows Mobile, потом по работе писал под Windows CE, а в конце 2007 года появился Android, и все изменилось. Теперь я уже почти 8 лет программирую только под него. Из крупных компаний работал в Ozon.ru, и вот уже почти 3 года работаю в HeadHunter на должности Android Team Lead.

Расскажите подробнее о функциях приложения, как оно работает, что предоставляет пользователям? Когда было запущено? На каком языке написано?

Первая версия программы вышла в сентябре 2013 года с базовым функционалом (поиск и просмотр вакансий, просмотр компаний, отклик на вакансию, просмотр откликов и приглашений, push-уведомления о приглашениях, добавление вакансий в избранное, автопоиски) и по настоящий момент активно развивается. Выглядело оно так.

Наше мобильное приложение для Android позволяет пользователям делать практически все то же, что они привыкли делать на сайте: искать и откликаться на вакансии, общаться с работодателем, смотреть свежие подборки вакансий по своему запросу, создавать и редактировать резюме. Когда пользователя приглашают на вакансию, он сразу же об этом узнает через push-уведомления, также есть возможность ввести переписку с работодателем.

Программа написана на языке Java с использованием нескольких сторонних библиотек и используя функции сервисов Google Play, например, для отправки push-уведомлений или отображения вакансий на карте.

Какое количество активных пользователей на данный момент у приложения? 

У нас уже более 600 тысяч активных пользователей на платформе Android, а количество скачиваний достигает полутора миллиона. Мы активно держались на 4-м месте в России в категории Бизнес, но буквально неделю назад нас зафичирил Google и мы выбрались на первое место в этой категории.

А сколько вообще на hh.ru зарегистрированных разработчиков и программистов?

На конец октября на hh.ru размещено около 240 тыс. резюме программистов. Их них 193 тыс. резюме из России, остальные из Украины, Казахстана, Беларуси и Азербайджана.

И каков спрос на данный момент на разработчиков в России, поделитесь данными и наблюдениями?

Программисты пользуются стабильно высоким спросом. Это сейчас один из самых востребованных и дефицитных специалистов на рынке труда. Однако важно отметить, что у работодателей востребованы люди хотя бы с минимальным опытом. Если же его нет, то нужно участвовать в проектах на фрилансе во время учебы или, например, пойти в Школу программистов HeadHunter (school.hh.ru).

Что за Школа?

Рассчитана на студентов и выпускников (аспирантов и молодых специалистов) инженерных и математических специальностей. Обучение состоит из двух частей:

  • Неоплачиваемая стажировка (3 месяца), в течение которой студентам предстоит посещать лекции и выполнять домашние задания.
  • В случае успешного завершения курса лекций, студентам будет предложено продолжить обучение по программе оплачиваемой стажировки (также 3 месяца).

По окончании обучения в Школе программистов выдаются сертификаты, лучшим гарантировано трудоустройство в компании HeadHunter, остальным будут даны рекомендации в крупные IT компании.

Сейчас мобильное приложение генерирует в процентном соотношении сколько мобильного трафика портала?

Суммарный трафик по мобильным платформам (Android/iOs, WinPhone) составляет чуть более 30% от общего трафика, это не считая мобильный сайт.

Какова внутренняя градация пользователей? И как расширяется функционал в зависимости от этой градации?

Все пользователи (соискатели) нашего сервиса имеют одни и те же функции. Есть, конечно, платные дополнительные услуги (например, составление резюме или выделение его цветом для дополнительного привлечения внимания), но пока их поддержки в мобильном приложении нет. Как развивать приложение, мы определяем исходя из отзывов пользователей. Пока мы стремимся довести функционал программы до уровня сайта, нескольких полезных функций в программе еще нет, но обязательно скоро будут. Для нас в первую очередь важна стабильность работы приложения и поддержка старых версий ОС Android. Отключаем поддержку только в крайней необходимости.

Есть ли различия в функциональных возможностях сайта и мобильного приложения? Может, какие-то услуги доступны исключительно для пользователей приложения?

Таких различий почти нет, есть только отличия по интерфейсу, в особенности касающиеся редактирования резюме. Также у нас встроена удобная система связи с техподдержкой, которая очень сильно помогает обслуживать заявки пользователей. Также если у пользователей возникают вопросы, они через систему помощи (FAQ) могут найти ответ на свой вопрос.

У hh собственный отдел разработки приложения или обращались к фрилансерам и студиям?

У нас собственный отдел разработки. Есть и разработчики, и дизайнеры, и тестировщики, но о количестве информацию разгласить не могу. К студиям обращались очень давно, но тогда не было своего отдела и на заказ было выполнено только приложение под iOs, которое на данный момент полностью переписано с нуля.

Как часто обновляется приложение, как организована работа с отзывами и оценками?

Мы стараемся обновлять приложения раз в месяц. Для работы с пользователями у нас есть отдел техподдержки, который отвечает как на вопросы в Google Play, так и на вопросы, либо проблемы, с которыми пользователи обращаются к нам из приложения. В компании вся техкоманда использует для коммуникации Slack и, чтобы сделать более простое отслеживание комментариев на Google Play, мы сделали интеграцию Slack + Google Play и научили пользоваться ей нашу техподдержку.

Какие возникли трудности при разработке, тестировании, передаче макетов от дизайнера к программистам?

В HeadHunter используется гибкая методология разработки, и мы тесно общаемся каждый день, как с дизайнерами, так и с тестировщиками. Периодически устраиваем встречи и с командой API, чтобы узнать, что нового мы сможем встроить в наше приложение в будущем.

Как я уже говорил, почти всё общение в команде происходит через Slack, помимо интеграции с Google Play, у нас подключена интеграция с Hangouts, что позволяет нам оперативно общаться с коллегами голосом, при необходимости, расшаривая экран. Также есть интеграция Slack с системой контроля версий, которая помогает каждому разработчику в команде отслеживать изменения в коде проекта.

Благодаря всему этому стеку интеграций, мы не испытываем проблем во взаимодействии между различными участниками команды.

Для передачи макетов дизайнеров программистам мы используем несколько сервисов и программ. В основном, это Sketch для передачи макетов программистам и сервис Pixate.com, который помогает демонстрировать прототипы функций приложения, которые еще предстоит реализовать, и которые демонстрируются в основном на демках. Да, демки у нас проходят довольно часто, чтобы получать от коллег как можно более ранний фидбек.

Для тестирования мы используем build-сервис Bamboo, на котором наше приложение собирается после каждого коммита в главную ветку. А затем оно автоматически тестируется на устройстве с помощью программы Appium и написанных предварительно тестов. После этого сборка уходит на тестирование ручным тестировщикам.

Если говорить о трудностях, их почти не было. Мы маленькими шажками двигались к успеху. Параллельно реализовывали как бизнес-задачи, так и какие-то удобные функции для пользователя. Из запоминающихся моментов были переход от среды разработки Eclipse к Android Studio и системе сборки Gradle. Также пришлось повозиться с поддержкой нескольких стран в приложении, так как HeadHunter - это не только Россия, но еще и Украина, Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Мы старались сделать удобное приложение, подстраиваясь под пользователя в зависимости от той страны, которую он выбрал, при первой установке приложения.

Из последнего мы стараемся внедрить в приложение material-концепцию взаимодействия с пользователем. И с каждым новым релизом добавляем что-то новое из «материальных» фишек.

Насколько идеи и первоначальная концепция отличаются от реализованного приложения? Причины изменений

У нас итерационный подход в разработке за счет применения agile-практик, поэтому мы на первоначальных этапах спроектировали функционал MVP (minimum viable product), совместно обсудили с дизайнерами и начали разработку. Мы каждый день следуем такой практике разработки проекта. За счет этого мы получаем в итоге то, что и планировали изначально.

Какая у вас система аналитики приложения? Поделитесь опытом и построением наиболее эффективной работы (какие данные для вас наиболее важны и как вы их используете?)

Используем Google Analytics, трафик, конверсии – комплексно, но ничего неожиданного, все это известные и работающие техники. Также у нас интегрирован GA с Google Play, это позволяет смотреть данные в более удобном виде прямо из админки разработчика.

Юзабилити: как удовлетворить всех и что необходимо учитывать для самостоятельной разработки интерфейса?

Удовлетворить всех нельзя, но для большинства можно сделать удобное приложение. Если разработчик не уверен, будет ли удобна фича, то можно использовать A/B тестирование и смотреть на реакцию пользователя, либо выкатывать изменения в production маленькими апдейтами, как это делает, например Facebook, и оперативно вносить изменения в зависимости от реакции пользователя. У меня был один случай, когда долго работал над новым UI и заменил им старый, тут же повалилось кучу единичных отзывов, пришлось откатывать и потом исправлять под пожелания.

Как уменьшить количество отказов от использования приложения?

Постоянно отслеживать мнение пользователей и выявлять функционал, которого им не хватает. И важно быстро отслеживать ошибки и оперативно их исправлять. Для отслеживания таких ошибок мы используем встроенный механизм Androiв, а также отдельный сервис Sentry, который позволяет нам более детально понять проблему пользователя.

Были ли особенно запоминающиеся моменты и истории? 

Кроме долгожданного фичиринга, мы получали награды за наше приложение :) Одна из значимых http://2015.goldenapp.ru/results/. Мы получили первое место за лучшее приложение, и еще получили места в трёх других номинациях.

Как монетизируете приложение?

У нас могут появиться дополнительные платные сервисы для соискателей, но они именно что дополнительные. Наш основной и самый главный функционал поиска работы был и останется бесплатным для всех соискателей.

Слышали о приложениях по поиску работы, работающих по принципу Tinder (Switch, Jobr, JobSnap)? Планируется как-то перенять или использовать такой своеобразный и креативный подход как у них?

Функционал приложения повторяет систему hh.ru. Создавать что-то отдельное мы сейчас не планируем.

Приведите лучшие из ваших акций и активностей по привлечению пользователей и продвижению приложения?

Мы особо не привлекали пользователей, если только через внутренние рассылки пользователям сайта. Самый большой прирост был от фичиринга Google. В целом же люди просто пользуются тем же hh.ru только в мобильной версии. Нам не нужно как-то особенно продвигать приложение, потому что оно - это естественное и логичное решение для всех, кто пользуется HeadHunter.

Какие планы развития проекта? 

Вы все узнаете первыми, всему свое время.

Планируется ли модификация приложения под умные часы?

Мы думаем над этим, но пока перед нами стоят более важные задачи.

Мобильный рекрутинг: назовите проблемы и перспективы развития

Перспективы такие же, как и у всего мобильного направления в целом. Наверное, это тема отдельного материала, поэтому будем рады побеседовать на эту тему. 

Дайте 5 советов разработчикам мобильных приложений

  • Важно прислушиваться к пользователям.
  • Постоянно наблюдать за качеством проекта.
  • Мониторить баги в Google Play.
  • Использовать аналитику для того, чтобы улучшить ваш продукт.
  • И хорошо тестировать проект перед каждым релизом.

Можете назвать свой топ приложений по частоте использования и еще несколько примеров клевых приложений, которые вам нравятся с точки зрения их реализации или идеи?

Я ярый поклонник Google-продуктов, поэтому топ приложений у меня довольно банальный :)

  • Gmail
  • Hangouts
  • Slack
  • Google Keep
  • Google+
  • Instagram
  • Facebook
  • Chrome

Из приложений мне понравилась последняя версия Тинькофф-банка, она хоть и не в material, но стала удобной. Также мне нравится, как сделано приложение Meduza, в особенности в плане взаимодействий с пользователем относительно рекламы и оценки приложений, сразу видно, что там работают хорошие юзабилисты.

Максим, спасибо! Рады были общению! 

 
Android
приложение
интервью
работа
поиск
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться