Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:06
Apps4all

Валерия Холодкова (EligoVision): «Многие считают дополненную реальность «модной игрушкой»

EligoVision – опытная компания, плотно занимающаяся технологиями виртуальной и дополненной реальности. Валерия Холодкова, директор по маркетингу, раскрыла нетривиальные области применения технологий AR и VR, показала интересные примеры, а также прошлась от основ компании к планам и стратегии на ближайшие годы. Это и многое другое ниже в беседе с Apps4All.

Валерия, рады Вас приветствовать! Чем занимается EligoVision? Что предоставляете клиенту?

Компания занимается разработками в области интерактивных 3D технологий и созданием собственных систем виртуальной и дополненной реальности.

543eaa9bae3566.68496640.jpg

Мы предоставляем клиенту уникальный продукт – интерактивные презентации высочайшего качества, эффектно демонстрирующие преимущества продуктов и услуг.

Когда в Россию пришла дополненная реальность?

Отдельные проекты с дополненной реальностью появлялись с середины 2000-х. Но активный интерес к AR (augmented reality = дополненная реальность) появился примерно в 2012 году. Именно тогда образовалась большая часть компаний, присутствующих на современном российском рынке.

Вы сразу подхватили эти технологии? Как оценивали перспективы? Изменились ли взгляды сегодня?

Перспективы дополненной реальности впечатляли и раньше, но сегодня они кажутся просто безграничными! Думаю, еще несколько лет назад мало кто верил, что технология будет распространяться с такой скоростью, а сегодня новости о Google Glass публикуют даже далекие от hi-tech СМИ. Все больше людей интересуется augmented reality, создается все больше SDK для разработки проектов с дополненной реальностью… Все аналитические компании предсказывают значительный рост рынка приложений, и с ними нельзя не согласиться, учитывая нынешние тенденции.

Какова история основания и развития компании? С чего начинали?

Компания была основана в конце 2005 года. Конечно, желание заниматься дополненной реальностью просто так не возникнет – наш руководитель Сергей Владимирович Матвеев привез свои наработки и идеи из Германии, где работал над проектами по виртуальной реальности для Евросоюза.

543eaaa4deafd8.14686407.jpg

Этот опыт и стал базой для создания EligoVision. В первые годы компания разрабатывала довольно сложные системы взаимодействия с виртуальной реальностью (3D Пойнтер, оптический пинцет), системы оптического трекинга и создавала собственную программную среду для разработки виртуальной реальности – планов на дополненную реальность не было. Однако уже в 2008-м году была реализована первая система дополненной реальности. Почему 2008-й? Именно тогда стала активно распространяться библиотека программных средств для создания дополненной реальности ARToolKit, а в Европе появлялось все больше интересных проектов.

Наши разработчики постепенно разбирались с тонкостями новой технологии – первые проекты делали для себя, тренировались. :) А чуть позднее мы приняли стратегическое решение, что не будем использовать «чужие» лицензии, а будем разрабатывать свою уникальную систему распознавания и трекинга объектов. В результате появился наш собственный AR маркер, с незамкнутой квадратной рамкой, очень контрастный, он легко различается любой современной камерой, будь то веб-камера или камера в мобильном телефоне, а это большое преимущество. Кроме того, наш маркер уже тогда мог быть цветным, цвет маркера и фона различался по цветам спектра (RGB). Такой маркер можно «спрятать», так как визуально он может и не быть контрастным, но софт будет различать преобладание одного цвета спектра над другим. Сейчас такие маркеры имеют многие компании, но мы были одними из первых в стране.

Начиная с 2008 года, технологии использовались в различных выставочных презентациях, в частности компаниями ОАО «Лукойл», ОАО «Российские космические системы», ГАО ВВЦ, ОАО МОЭСК, Autodesk, ОАО «Норильский Никель», НПО «Сатурн», АНО РМОУ, «Олекс-Холдинг», «Некоммерческий Фонд Развития ХМАО-Югры» и другие.

Решения EligoVision использовались при оформлении обложек журналов XXL, Хакер, Computer Bild, Автомир.

У компании есть несколько уникальных разработок. Например, до сих пор не имеющая аналогов динамическая карта глубины – она используется для получения динамического автостереоскопического изображения на базе безочковых 3D дисплеев. В процессе управления 3D приложением в реальном времени она позволяет сохранить качественный стереоскопический эффект вне зависимости от общей глубины сцены.543eaab126e617.93936233.jpg

На основе этой запатентованной технологии работает беспроводное интерактивное устройство – 3D Пойнтер (3D Pointer EligoVision). Оно позволяет свободно управлять объемными трехмерными мирами, находясь на удалении от проекционных и дисплейных систем. С помощью этого устройства управлялось несколько наших VR проектов. 

543eaad43b30d1.80121122.jpg

Еще одна технологическая новинка компании — собственная разработка системы дополненной реальности « живые 3D метки». Подробнее обо всем этом вы сможете прочесть на нашем сайте.

543eaae08e6d05.90655465.jpg

C сентября 2013 г. компания является резидентом ИТ-кластера Инновационного Центра «Сколково». Нашим флагманским продуктом стал EligoVision Toolbox – инструментарий для создания и просмотра проектов с дополненной реальностью у себя на компьютере в режиме реального времени. Это простой и удобный программный продукт, позволяющий 3D дизайнерам и программистам создавать собственные презентации на основе технологии дополненной реальности и зарабатывать на них.

543eaaf240a126.11674890.jpg

Как видите, компания обладает достаточными ресурсами для развития и создания интересных и качественных проектов.

Кто основал компанию? Расскажите о команде, сколько человек работает? Чем занимаются?

Основатель компании и автор большинства инновационных идей – Сергей Матвеев, выпускник МИФИ, кандидат физико-математических наук. Он является экспертом в области виртуальной и дополненной реальности, объемной визуализации, информационных технологий, автор ряда исследовательских проектов, научных публикаций, обладатель патентов и лицензий, докладчик на ведущих российских и международных научных конференциях (Siggraph, IEEE Volume Visualization и др.)

Ему удалось собрать отличную команду – ядром выступают молодые сотрудники, преимущественно выпускники МГУ. В компании сейчас работает 10 человек – яркие разносторонние личности. Творческие ребята и, конечно, настоящие профессионалы. Многие из них имеют опыт работы в западных компаниях в качестве специалистов в области информационных технологий и виртуальной реальности.

Какие необходимы дополнительные навыки и знания, чтобы быть специалистом в области VR/AR?

К сожалению, пока не существуетспециальных программ в российских ВУЗах, очень многое люди узнают «на местах» – мы ведь создаем новый продукт, сами постоянно учимся!

Необходимо знание английского языка, чтобы человек мог самостоятельно разбираться в информации из зарубежных источников. Нам часто приходится калибровать различные системы камер, решать нестандартные задачки и тут без базовых, а лучше продвинутых знаний оптики не обойтись. Также нужно знать графику и OpenGL, разбираться в OpenSceneGraph. Для работы в EligoVision обязательно знать Linux. Мы работаем в основном на этой операционной системе – она лучше отвечает нашим потребностям: в офисе компьютеры не выключаются месяцами, так что надежность работы ОС – это важный критерий.

Возвращаясь к образованию — для программистов очень важно иметь качественное математическое образование и, конечно, знать C++. Для каждого проекта (интерактивной презентации) мы пишем на C++, а сами модели и анимацию создаём в 3dsMax с последующей конвертацией в нашу презентационную среду.

Словом, для работы с дополненной и виртуальной реальностью нужны довольно серьёзные знания, быть может даже придётся специально поучиться этому, но оно того стоит.

Судя по сайту, Вы занимаетесь разными видами подобных цифровых технологий. Можете для нас описать классификацию технологий виртуальной и дополненной реальности? В чем основные отличия и применения?

Если коротко, то, наверное, лучше всего для этой задачи подойдет сравнение с двумя известными фильмами. Виртуальная реальность похожа на фильм «Матрица», когда человек настолько глубоко погружается в искусственно созданный мир, что уже не понимает, где он находится и путает реальное с виртуальным. Это и есть конечная цель технологий VR - обмануть человеческий мозг при помощи синтезированных ощущений: визуальных, слуховых, тактильных. Как это можно применять – это уже тема целой диссертации. :)

Что же до дополненной реальности, то это фильм «Терминатор». Тут вы прекрасно понимаете, где вы находитесь и что вокруг вас происходит, но окружающий вас мир приобретает некоторые дополнительные элементы и они накладываются поверх изображения, которое вы видите. Так же как герой Арнольда Шварценеггера, имея камеру вместо человеческого глаза, получал подсказки в реальном времени: куда пойти и кого найти, что надеть или что отнять.

543eab027afde2.03301892.jpg

Расскажите о Ваших клиентах, как Вас находят?

Начнем с того, что многие наши заказчики работают с нами по несколько лет – например, корпорация Роскосмос, НИЦ Курчатовский. Большинство звонит, заинтересовавшись видеороликом с сайта или youtube-канала. Кого-то привлекают наши проекты на выставках – они подходят, узнают всю информацию и через некоторое время становятся довольными клиентами EligoVision.

Какие услуги пользуются у Вас наибольшей популярностью?

Сложно выделить что-то одно. Есть стабильный спрос на проекты с AR студией – системой из нескольких камер разного стандарта, откалиброванных между собой по специально разработанной нами схеме. Она часто используется на «большой сцене», так как дает клиентам большую свободу во время презентации.

543eab1230a629.62965503.jpg

Возрастает интерес к мобильным приложениям в силу перехода пользователей от ПК и ноутбуков к планшетам и смартфонам. Наблюдаются и сезонные активности – например, многие сейчас хотят создать приложение, «оживляющее» календарь и дарить такой календарь клиентам на Новый Год.

Про "Вау-эффект" от дополненной реальности мы уже знаем, но где эти возможности особенно полезны?

Очень многие сегодня считают дополненную реальность «модной игрушкой», популярность которой скоро сойдет на нет. Такое мнение существует именно из-за непонимания всех возможностей технологии.

Помимо маркетинга и рекламы, а также сферы развлечений дополненная реальность открывает огромные перспективы, например, в военном деле. В марте этого года был анонсирован Q-Warrior – устройство дополненной реальности, вмонтированное в солдатский шлем. Оно способно накладывать цифровое изображение поверх поля зрения военного. Таким образом, солдат сможет лучше видеть в темноте, знать точное количество боеприпасов и ресурсов у находящихся поблизости солдат – повысит уровень ориентирования в конкретной ситуации.

Полезный шлем разработан и для мотоциклистов – он был продемонстрирован на выставке Augmented World Expo 2014. Прибор умеет уведомлять водителя об опасностях на дороге, расположенные спереди и сзади широкоугольные камеры регистрируют всё происходящее вокруг мотоцикла, а в случае каких-либо происшествий фрагмент видео автоматически сохраняется в памяти с защитой от удаления при циклической записи. Полным ходом идут разработки и автомобильных стекол с дополненной реальностью – уже несколько лет такие гиганты как BMW, Toyota, Mercedes и GM удивляют своими концептами.

Нельзя не отметить и медицину. Существуют десятки полноценных обучающих медицинских приложений, полезных не только студентам, но и практикующим специалистам. Больше года назад немецкие хирурги провели сложнейшую операцию на печени с использованием iPad. Они наводили на печень пациента камеру планшета, а программа дополняла изображение слоем 3D моделей протоков и выделяла опухоли, которые нужно вырезать.

Мы в свою очередь сейчас активно выступаем за использование дополненной реальности для детских товаров. EligoVision выступает технологическим партнером для молодой российской компании «Элиотех» – разработчиков мобильных приложений для детей с AR. Уже есть реализованный проект «Живые кубики» с дополненной реальностью: с помощью нашего приложения и камеры мобильного устройства, картинки на кубиках оживают, превращаясь в объемные интерактивные игрушки с разными историями. Такие игрушки удачно сочетают преимущества традиционного (развитие моторики, внимания, памяти) и инновационного (больше полезной информации, радость от «чуда»)развивающих подходов.

543eab1ec4c754.56211896.JPG

Кроме этих примеров, дополненная реальность – прекрасный помощник в планировании и реализации строительных работ, добыче полезных ископаемых, прокладке трубопроводов и кабелей, логистике и т.д. – список действительно бескрайний!

Из каких этапов состоит разработка виртуальной модели того или иного объекта? Какие трудности можно выделить в этом процессе?

Сначала разрабатывается детальный сценарий и утверждается заказчиком. Затем следует этап разработки дизайна 3D моделей и сцен, графический дизайн. Обрабатываются все визуальные информационные материалы заказчика (изображения, видео, чертежи и т.п.). Строятся 3D модели, сцены и виртуальное окружение приложения. Далее создается анимация и визуальные эффекты.

Сложности могут возникнуть на последующих этапах – интеграции моделей, сцен и анимации в сценарий, разработки и реализации алгоритмов взаимодействия и навигации при помощи метки на базе технологии «живые 3D метки», а также встроенных пользовательских функций и датчиков устройства заказчика.

Затем происходит калибровка и настройка показа с использованием управляющей метки; сборка предварительной версии презентации, тестирование и отладка. Главное, чтобы трудностей не было на последнем этапе – в согласовании и сдаче проекта заказчику. :)

Известно, что в промышленности 3d модели активно используются для производства и моделирования. Чувствуется ли спрос в этом направлении, и какие перспективы прослеживаются в этой области?

Конечно, трехмерное моделирование, дополненная и виртуальная реальности пользуются и будут пользоваться огромным спросом в промышленности. Действительно, сложно изобразить принцип работы простого редуктора, не говоря уже про объяснение технологических циклов завода. Одним из способов визуализации являлись чертежи, которые, конечно, дают определенное представление о предмете, но они не так наглядны и трудны для восприятия неспециалистами. Кроме того, чертежи представляют собой довольно объемную документацию. Это определенно прошлый век.

Сегодня для демонстрации инвестиционных проектов, планов застройки или уже существующих проектов многие используют макеты. Современные макеты могут быть сделаны из любых материалов и с хорошей детализацией. Над их созданием трудится целая индустрия. В то же время традиционные макеты обладают целым рядом недостатков. Профессионально сделанный макет обойдется заказчику в несколько сотен тысяч рублей. Кроме затрат на изготовление, расходов потребует и транспортировка. Если макет хрупкий, его надо спрятать в защитный короб. В случае, когда макет надо перевезти в другую страну, обычно требуется разборка на части (чтобы взяли на борт самолета). Плата за транспортировку при этом вырастает настолько, что уже приравнивается к стоимости самого макета. После выставки макет также нужно перевозить и, скорее всего, искать место для хранения. При высокой стоимости изготовления выкидывать его нецелесообразно, ведь он может пригодиться для других выставок. Если в офисе нет достаточно свободного места, придется арендовать место на складе. Таким образом, использование макета для демонстрации, несмотря на огромное количество плюсов, связано с рядом существенных неудобств.

Поэтому все больше и больше компаний прибегает к использованию виртуальных макетов. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ. Что я имею в виду? Можно продемонстрировать динамику развития проекта, добавить интерактивный мультимедийный контент: начиная с простой анимации и заканчивая подробной инфографикой с разделением макета на разные информационные слои. Огромным плюсом является и то, что все программное обеспечение умещается на обычной флеш-карте. Не требуется никаких затрат на транспортировку. Особенно это удобно, когда заказчик участвует в зарубежной выставке.

543eab2b99aca9.97213058.png

Стоимость модификации существующего виртуального макета существенно ниже затрат на его разработку «с нуля», ведь основная часть работ проделана на первом этапе. Такой макет можно использовать неоднократно, дополняя его новыми слоями информации и сценариями.

Многие наши клиенты из сферы промышленности, такие как ОАО ГМК «Норильский никель», НПО «Сатурн», «Олекс-Холдинг» уже оценили возможности технологии и планируют использовать их преимущества и дальше.

Поговорим немного о презентациях. Наверняка, оказывая услуги в подготовке медиа для больших анонсов и презентаций, Вы получили полезный опыт. Анализировалась ли как-то польза от различных видов интерактива?

Ни один проект не остается без анализа. Мы всегда получаем фидбек – заказчики делятся впечатлениями от работы. К счастью, отзывы всегда положительные.

Некоторые клиенты предоставляют данные, свидетельствующие об эффективности презентации. А иногда мы и сами можем сделать выводы о пользе проекта. Смотрите сами. Этой зимой к нам обратилось коммуникационное агентство, работающее с фармацевтической компанией «ИНВАР». Они хотели снять вирусное видео для повышения узнаваемости препарата для повышения иммунитета. Необходим был нестандартный подход к созданию контента, привлечение внимания широкого круга пользователей. Было принято решение о создании игры с применением дополненной реальности и организации съемки для последующего монтажа вирусного видео.

Сначала рассматривался вариант использования технологии Microsoft Kinect (управление жестами), предложенный другими компаниями. Сравнив результаты предварительного тестирования, агентство приняло решение использовать более надежную технологию распознавания – «живые метки» и заключило договор с EligoVision.

Акция «Вирусы атакуют!» была проведена 8 февраля 2014 года в одном из московских торговых центров. Приняло участие несколько сотен человек. Цель была достигнута: к игре проявили интерес люди всех возрастов – они либо участвовали сами, либо активно переживали и подбадривали игроков. Во время проведения мероприятия в торговом центре велась съемка, после чего был смонтирован и запущен в интернет во всех смыслах «вирусный» видеоролик. :)

Посетители торгового центра отмечали яркость и динамичность игры, оставляли положительные отзывы. Игра не зависала, работала стабильно и качественно.

Видео собрало 450 000 просмотров. Мы следили за ростом его популярности, радовались «лайкам» и просьбам проводить подобное чаще. Клиент остался доволен, мы остались довольны, посетители торгового центра остались довольны. Все счастливы.

Какими были самые интересные Ваши проекты для презентаций?

Сложно выделить что-то «самое» – мы можем гордиться всеми нашими проектами. Расскажу о двух недавних.

В марте 2014 г. эксперты промышленной компании «Олекс-Холдинг» должны были продемонстрировать детализированный проект агропромышленного парка на Сахалине представителям органов власти и обычным фермерам, для которых этот проект и затевался. Было принято решение заказать разработку интерактивной 3D презентации. Мы уже работали с «Олекс-Холдинг»: гостям выставки «Агропродмаш-2013» было предложено отправиться в увлекательный визуальный интерактивный тур – они, оказавшись внутри агропромышленного парка, логистического центра, мясокомбината или молокозавода, видели все энергоэффективные процессы, применяемые на предприятиях «Олекс-Холдинга». Опыт оказался успешным, и компания снова обратилась к нам.

Для нового проекта «Агропромпарк-Сахалин» компания EligoVision предложила использовать собственную технологию дополненной реальности – «живые 3D метки», а в качестве демонстрационного устройства – планшетный компьютер iPad.

Для работы с приложением с использованием дополненной реальности нужно было навести камеру iPad на распечатанную метку дополненной реальности в виде плана-схемы Агропромпарка (безмаркерная технология):

На месте плана-схемы на экране устройства появлялась 3D модель Агропромпарка (общий вид): 5 основных объектов и окружение – площадка с выставкой техники и зеленые насаждения. Окружение было анимировано.

В режиме мультитач можно было передвигаться и внутри каждого объекта, и между ними по площадке Агропромпарка.

Посетителям мероприятия очень понравилась демонстрация в таком необычном формате. Наглядность и интерактивность помогли привлечь внимание всех присутствующих и донести всю необходимую информацию до людей, принимающих решение о строительстве объекта.

Уже по окончании проекта руководство «Олекс-Холдинга» оставило нам весьма приятный отзыв о совместной работе: 

Особый интерес в данной презентации вызывает сюжет с использованием технологии дополненной реальности, где каждый может самостоятельно совершить путешествие по всей территории АПП, посетив объект переработки овощей, мясокомбинат, молокозавод, склады хранения, административный центр и др. Все было дополнено развернутой внутренней инфраструктурой. Это позволило погрузиться в реалистичность событий и оставило приятное впечатление от увиденного. Для нас это был новый интересный проект, где команда «ЭлигоВижн» проявила себя очень креативными, профессиональными и ответственными специалистами.

Согласитесь, ради таких слов приятно работать :)

А совсем недавно наша команда вернулась из Сочи, где проходил 13-ый Международный Инвестиционный Форум, одно из крупнейших и значимых мероприятий в экономической жизни нашей страны. Среди его участников была Некоммерческая организация «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Фонд смог эффектно продемонстрировать инвестиционный потенциал региона с помощью интерактивной 3D презентации с дополненной реальностью.

Презентация была разработана в двух форматах – для стационарной инсталляции и для мобильных устройств. В первом случае в качестве маркера дополненной реальности использовалась стилизованная карта Югры, нанесенная на большой круглый стол. Специальная камера снимала поверхность стола. Изображение в режиме реального времени транслировалось на расположенную рядом видео стену. Посетители стенда могли видеть на видео стене себя и рядом с собой «волшебство», которое происходило на карте – движущиеся поезда, работающие нефтяные качалки, самолеты, заходящие на посадку в аэропорты Югры.

Знакомиться с инвестпроектами округа гости стенда могли и в индивидуальном режиме. Для этого они могли воспользоваться отдельными планшетами с мобильной версией презентации. Камера планшета наводилась на карту и на экране гаджета появлялись иконки инвестиционных проектов, также «связанные» с картой. При выборе конкретного проекта появлялась интерактивная 3D модель объекта, инфографика с инвестиционными и техническими показателями и другая важная для инвесторов информация.

Не только управление, но и сам стол с картой округа оказался очень удобным – большинство соглашений о сотрудничестве было заключено именно на нем :)

Самим часто приходится выступать? Ощущаются ли на собственном примере преимущества использования AR/VR?

Да, мы очень часто выступаем на конференциях и круглых столах, делимся накопленным опытом. С вашим порталом, кстати, познакомились «вживую» именно после одного из докладов. С недавнего времени стали проводить обучающие мастер-классы по использованию технологий и на основе нашего собственного инструментария EV Toolbox. Нам действительно есть, что рассказать и чему научить! 

543eab3ad592c9.31121110.jpg

В своих выступлениях используем AR/VR не всегда: демонстрация дополненной/виртуальной реальности на большой сцене требует серьезной технической подготовки, а ресурсы, в том числе и временные, часто крайне ограничены. Зачастую показываем видеоотчеты по проектам, и всегда видим восторг и удивление в глазах зрителей.

Как грамотно осуществлять презентации? Поделитесь советами и хитростями :)

Хитрости у нас есть и целых четыре. Это, пожалуй, основные ингредиенты блюда под названием «грамотная презентация»:

  • 1. Хороший сценарий
  • 2. Достаточный срок на реализацию всех «хотелок»
  • 3. Тестирование, проверка всех систем, репетиция.
  • 4. И еще раз репетиция.

Какие планы на будущее? Что в приоритете?

В ближайший год-два в приоритете выход в сегмент B2C: это сфера образования и игры. Ну и мобильные AR приложения, конечно. К счастью, рынок уже достаточно созрел, а ликбез по дополненной реальности приходится проводить все реже и реже, что не может не радовать. За что и вашему ресурсу, кстати, большое спасибо! :)

Мы рады стараться, Валерия! Спасибо Вам за интересную беседу, желаем дальнейших успехов!

 
интервью
дополненная реальность
виртуальная реальность
разработка
eligovision
технология
презентация
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться