Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:13
Apps4all

Леонид Бугаев (Британская Высшая Школа Дизайна): «Специализация побеждает»

​Дизайн мобильных приложений – важнейшая часть разработки, один из критериев, определяющих успех созданного продукта. Но как создать успешный дизайн? Правильно. Надо учиться. Сегодня редакция Apps4All пообщалась с человеком, который для многих наверняка не нуждается в представлении – многосторонняя личность – основатель Академии экспертов и креативный директор digital-агентства Nordic Agency AB, автор двух книг о мобильных технологиях, Леонид Бугаев. В беседе Леонид рассказал о новом образовательном курсе «Дизайн мобильных приложений» Британской высшей школы дизайна, куратором которого он является.

Леонид, здравствуйте! Рады Вас приветствовать! Что собой представляет Британская высшая школа дизайна? 

Британская высшая школа дизайна – это высшее учебное заведение, которое готовит качественных дизайнеров. Для меня «Британка» – то высшее учебное заведение, которого в моем учебном процессе лет 12-15 назад очень не хватало. Люди, которые наслаждаются ежедневным процессом создания креативных решений, будь то фотографии, интернет, цифровые технологии, интерактивные решения или же мобильные приложения, приходят читать молодым студентам и требуют от них работ, сопоставимых по качеству с работами сегодняшнего рынка. В первую очередь, с тем рынком, который создают потенциальные работодатели этих студентов. Они приходят в дальнейшем работать буквально к своим учителям – в те агентства или компании, в которых работают их преподаватели из Британской высшей школы дизайна.

54294937402467.15446520.jpg

Это дистанционная система обучения? Как вы вообще относитесь к удаленному обучению?

Британская высшая школа дизайна отличается тем, что она предполагает личное участие студентов и преподавателей, обучение в определенном классе, где создаются реальные работы и проекты. Несмотря на свою собственную, более чем трехлетнюю практику проведения вебинаров, могу сказать, что основы преподавательской деятельности, заложенной в курсах «Британки», достаточно сложно перевести в сферу онлайн. Но при этом, в частности в курсе «Дизайн мобильных приложений», мы планируем подключать тех преподавателей, которые физически не могут приехать в Британскую высшую школу дизайна. У нас будут выступать люди из Силиконовой долины, которая сейчас создает проекты международного уровня. Я очень рассчитываю на то, что требования, предъявляемые к студентам «Британки» (в том числе знание английского языка), помогут и позволят нам пригласить действительно преподавателей мирового уровня. Под мировым уровнем я подразумеваю, в первую очередь, англоязычных преподавателей, с которыми уже сейчас есть предварительные договоренности. Представители таких компаний, как Apple, Google, Samsung, Microsoft и люди, которые буквально задают стандарты и правила рынка, будут читать в «Британке» и будут рассказывать про те самые последние изменения в рынке мобильной разработки и дизайна, про нововведения в «железе». 

5429493ea0fe99.71697102.jpg

54294959e0ce50.22478945.jpg

На кого рассчитано это обучение? На москвичей или для жителей других городов тоже?

Среди тех студентов, которые проходят собеседование в «Британке», огромное количество людей, приезжающих из Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга. География абсолютно не ограничена Москвой. Потому что качество знаний, которое предполагает «Британка», привлекает людей из огромного списка городов. Даже если они не могут приехать на годовой курс, они, как правило, набираются смелости и приходят на летний интенсив. В ближайшем году, кстати, мы также планируем и зимний интенсив по дизайну мобильных приложений. Это возможность пройти в течение недели очень быстрый и насыщенный курс, который, конечно же, не заменит годовую программу, но даст студентам инструментарий для того, чтобы в дальнейшем они могли трудоустроиться на рынке и самостоятельно делать отличного уровня работы, которые будут востребованы.

Давно ли возникла идея создать учебный курс по дизайну мобильных приложений?

С того самого момента, как я встретил первые работы на экранах мобильных устройств, я уже задумался о том, что это огромное новое направление дизайна. И оно заслуживает того, чтобы ему учиться, и я этому посвящаю огромное количество времени. У меня, например, в кабинете стоит на полке порядка 20 книг по мобильным приложениям – и при этом я понимаю, что они элементарно не успевают за изменениями рынка. Моя задача, как у куратора курса, в первую очередь, приводить людей, “отрывать их от станка” и давать возможность этим профессионалам, которые сейчас занимаются мобильным дизайном, рассказать о своих открытиях, о своих хитростях, которые они используют в своей ежедневной работе. Среди проектов, разработанных преподавателями нашего курса, будет огромное количество успешных проектов именно в области мобильных продуктов. Для меня это, в том числе, огромная возможность реализовать давнюю мечту. Надеюсь, в этом году вы уже увидите реализацию этого курса. Если более точно отвечать на ваш вопрос, то я задумался о необходимости создания учебного курса по дизайну три года назад.

Как и сколько придумывали содержание курса? Приходилось ли вносить какие-то серьезные изменения в процессе?

Полгода создавался именно курс «Дизайн мобильных приложений». В первую очередь этот срок был вызван серьезностью подхода Британской высшей школы дизайна. Я сам не ожидал, что это будет так сложно. Наверное, потому, что я не задумывался о том, что является критериями качества. Сначала мы прорабатывали те цели и задачи, которые преследуют студенты, приходя на этот курс. Этот процесс занял значительно больше времени, чем я рассчитывал. Полгода, я считаю, это достаточно хороший срок для того, чтобы создать действительно отличный курс по дизайну мобильных приложений.

5429496c65e3f0.81165396.jpg

На какой средний возраст аудитории вы рассчитываете? Принципиально ли отсутствие навыков программирования разработки мобильных приложений?

Средний возраст нашей аудитории – 25-27 лет. Это те люди, которые, как правило, уже работают либо дизайнерами, либо арт-директорами, но при этом задумываются о новой индустрии, о выходе в совершенно другой мир. Большинство людей, которые к нам приходят, работают в традиционном дизайне, который называется «дизайн рекламных материалов», назовем это так. Это дизайнеры рекламных агентств, как правило. Но при этом они понимают, что будущее за мобильными устройствами: за планшетами, телефонами и прочими девайсами. Они как раз рассчитывают на то, что на нашем курсе они получат необходимые знания и опыт. Навыки программирования при этом не требуются, потому что я искренне верю в то, что специализация побеждает. Даже если мы будем разбирать программные продукты, которые позволяют создавать какой-то определенный код или другие программные решения, все равно это не основная задача дизайнера. Его задача – нарисовать удобный и полезный интерфейс таким образом, чтобы пользователь проходил из точки А в точку В с наименьшими затратами. Здесь есть одна из важнейших идей, которая касается мобильной команды, и я об этом расскажу чуть позже. Это касается многофункциональности дизайнера в мобильном дизайне. Что касается стоимости – ничего не могу ответить, потому что это не моя задача, не задача куратора курса.

Сколько человек ведут курс в вашей команде?

Три ведущих преподавателя и приглашенные звезды – практики из таких проектов, как LinguaLeo, Aviasales, из таких компаний, как Samsung, Google, Яндекс. И будут приходить преподавать, в первую очередь, представители тех компаний, которые сейчас для меня являются важными заказчиками этого продукта, «компании-клиенты», как я их называю. В частности, это и сетевые агентства, и независимые цифровые агентства. Такие агентства, как Grape, RedMadRobot – и другие агентства, которые будут показывать, как работать с клиентом-заказчиком в области мобильного дизайна. При этом одно из важнейших направлений, которое я хочу реализовать, это встреча с бренд-менеджерами крупных марок. В частности, я очень рассчитываю на то, что нас поддержит Pepsi, Аdidas и другие уважаемые бренды, которые активно продвигаются с использованием мобильных решений. В нашем курсе будет возможность создавать экраны, приложения и концепты для действительно больших и массовых торговых марок, которые востребованы миллионами людей. Мне кажется, это очень интересно.

Что студент получает на выходе? Можно ли рассчитывать на хорошую работу в этом направлении?

Как раз это, наверное, и есть ответ на вопрос. Студент на выходе получает портфолио и навыки создания экранов на уровне идейно-базовых концепций. В дальнейшем – реализацию в виде пошаговых экранов. Работа дизайнера – сложить все составляющие таким образом, чтобы у него получился полный проект, который он может либо сделать в связке с программистом, который является обязательной необходимой единицей в команде, либо, возможно, даже сделать прототип своими собственными руками для того, чтобы показать его целевой аудитории, протестировать и двигаться дальше. На выходе человек, который приходит на курс, действительно может рассчитывать на работу дизайнера либо арт-директора в области разработки мобильных приложений.

Как проходят вступительные испытания, собеседования? Должно быть, у вас богатый опыт в создании мобильных приложений, особенности дизайна. Как вы начинали карьеру?

Могу честно сказать, что именно опыт создания мобильных приложений у себя лично я забираю из рук и передаю в руки дизайнеров своей собственной компании в Nordic Agency AB. Еще несколько лет назад я буквально рисовал все сам. Сейчас я себе элементарно запрещаю это делать, потому что теперь на моей визитке написано «генеральный директор». При этом я по старой памяти все-таки периодически включаю режим человека с идеями и продолжаю генерировать креативные концепции, которые в дальнейшем, опять же, рисуют наши дизайнеры. Я свою карьеру начинал в студии Лебедева. Это было 16 лет назад. Тогда я работал техническим дизайнером, который только-только осваивал HTML, анимацию, анимационные гифы. Это то, с чего мне приходилось начинать и, наверное, именно поэтому меня очень привлекают мобильные интерфейсы – в них реализовано не только статическое взаимодействие, но и важнейшая составляющая – как раз анимационная работа. Motion дизайн является одним из важных элементов в работе хорошего мобильного дизайнера. Я очень рассчитываю, что ребята пройдут раза в три быстрее тот путь, который я прошел от технического дизайнера до арт-директора, до креативного директора и до генерального директора. Просто потому, что у них будет такая необходимость. Мобильные команды в несколько раз меньше, чем дизайн-студии, и им будет просто необходимо создавать компактные и очень быстрые мобильные команды и делать ту работу, которую в больших компаниях и корпорациях делают команды в восемьдесят, в сто двадцать человек. Но самые жизнеспособные модели создания успешных проектов, в частности, Instagram или другие популярные мобильные платформы уровня Twitter, например, создаются очень маленькими гибкими командами дизайнеров-разработчиков, которые сидят вместе, разрабатывают новые идеи, которые очень быстро тестируют, запускают и получают в результате благодарную аудиторию. Именно это, наверное, меня очень привлекает в мобильном мире – возможность быстрого создания новых идей, которые способны улучшить жизнь миллионов.

Каковы современные тенденции дизайна приложений? Если раньше как-то можно было классифицировать дизайн мобильных программ, то сейчас практически любое серьезное приложение имеет оригинальный вид и структуру. Не вредит ли это конечному пользователю?

Дизайн мобильных приложений очень четко выдерживается в рамках гайдлайнов для каждой операционной платформы, поэтому возможностей творчества у дизайнера, действительно, становится меньше. Потому, что каждая итерация операционной системы очень четко ограничивает возможности для интерактива с пользователем. Но это и огромный плюс, потому что в результате дизайнер знает, на каких этапах пользователь может, например, остановиться, задуматься или же какие проработанные и протестированные технические решения в области дизайна необходимо внедрить, потому что они знакомы пользователю. Прелесть мобильных платформ в том, что интуитивно они понятны. Если этот дизайн понятен, значит, работа дизайнера сделана хорошо. Если же к вам прилетает огромная планета, из которой вылетает космический корабль и из него открывается лестница, спускается трап, открывается газета и из этой газеты выпадает какой-то маленький ключ, который нужно на экране перетянуть рукой, вставить в какой-нибудь элемент дизайна – это значит, что пользователь просто этого не будет делать, он не найдет на это время. Выполнение задачи пользователя в максимально короткое время – это и есть парадигма мобильного дизайна, которую я очень хочу видеть в успешных мобильных приложениях. Любые вещи, которые отвлекают пользователя, будут этому вредить. Например, те вещи, которые отвлекают его от выполнения его целей и задач, а эти цели могут быть – купить билет, развлечься или отправить сообщение. Удостовериться в отправке пакета, например.

Тенденции дизайна в том, что есть так называемая главная кнопка. Заказать билет. Вызвать такси. Сделать определенное действие, которое ваше приложение явно и однозначно формирует в формате одного единственного действия. Даже если вы обучаете английскому языку, то есть какая-то главная задача, главная кнопка, которую можно внедрить в дизайн. Пользователь начинает понимать важность этой главной кнопки. В Instagram это, например, кнопка «публиковать свою фотографию» и, таким образом, выразить свою креативность. В других мобильных приложениях вы можете обнаружить эту кнопку буквально посередине экрана или внизу, там, куда ваш палец дотягивается и может при нажатии привести это действие к исполнению. Я не верю в то, что это вредит конечному пользователю. Не могу так классифицировать дизайн, потому что попытки разложить по полочкам все мобильные приложения приводят к тому, что вы занимаетесь не своей работой. Вы не рисуете дизайн, а являетесь каталогизатором и отвлекаетесь от вашей работы.

Является ли улучшение usability следствием модернизации дизайна?

Преимущество, которое есть в мобильных платформах – это, в первую очередь, понятный дизайн. Если дизайнер будет игнорировать те возможности, которые дает ему операционная система и платформа, значит, он будет двигаться против течения. Но, с другой стороны, гениальность дизайнера заключается в том, что он, зная все те правила, которые у него есть, умеет их обходить, нарушать и, тем самым, создавать новые возможности для интерактивного взаимодействия с пользователем. Здесь основная задача – не увлечься «рюшечками», как они назывались у меня в моем развитии и в моей карьере дизайнера, а, в первую очередь, давать функционал. Функционал – это алгоритм определенных задач, которые нужно выполнить пользователю.

Если можно, приведите примеры существующих приложений, где соотношение дизайна и usability находится на уровне, близком к совершенному.

Среди огромного количества почтовых клиентов, например, я сейчас свыкся и работаю с мобильным приложением GoogleGmail. Потому что оно позволяет раскладывать по отдельным папкам те сообщения, которые туда приходят. Вот для меня это близко к совершенному. На самом деле, есть еще другие концепции каталогизации, которые именно в почтовых приложениях мне очень нравятся – геологические. Но я сейчас не буду упоминать еще 16 разных почтовых приложений, которые тестировал.​

Приведите в пример парочку приложений, которыми вы в свое время плотно занимались и достигли успеха.

Как раз недавно, на встрече с маркетологами, я вспоминал про проекты для Ленты.ру. Это, наверное, один из самых знаковых проектов, который мы делали. Нужно было в очень короткое время создать все экраны для мобильного приложения сайта Лента.ру. До этого мы создавали несколько концепций для брендов, которых, к сожалению, я не могу назвать, потому что подписывал соглашение о неразглашении. Для меня огромным удивлением было как раз то, что в мобильной среде необходимо выбрасывать в мусорное ведро гораздо больше, чем, например, в рекламных агентствах. То есть сначала «тестирование – выбрасывание» и только потом, спустя 12, 15, 16 версий у вас остается что-то, что имеет право на жизнь. Поэтому говорить про то, что я достиг успеха, я не могу – этот успех должен выражаться, в первую очередь, в миллионных скачиваниях, а вот этим я, к сожалению, пока похвастаться не могу. В частности, то самое приложение Ленты.ру не было запущено по причине того, что программисты, которые должны были создавать это приложение на основе наших работ, просто не успели его создать. Было выпущено другое мобильное приложение, которое отличалось дизайном, но это уже другая интересная история, которую я бы хотел рассказать в другом контексте.

542949a8223e27.24009405.jpg

Наверняка у вас есть примеры неудачных попыток улучшить дизайн. Расскажите об этом. Почему проект потерпел неудачу? Сформируйте ошибки, которые были допущены.

Не могу называть приложения, к сожалению. Опять же, мы создавали концепцию приложения для одного из брендов, которые хотели паразитировать именно на ежедневном использовании целей и задач. Вот рекламное приложение, так называемое брендированное приложение – это повесить логотип известной торговой марки на приложение. Мы автоматически рассчитывали, что оно будет востребовано каждый день. Однако тестирование показало, что, к сожалению, нет. Люди выбирают среди огромного количества мобильных приложений то, которое им наиболее полезно, но при этом они очень осторожно относятся к рекламным приложениям. Потому что они понимают, что им пытаются предложить какой-то продукт, который, возможно, есть в более совершенном виде в соседнем мобильном приложении. Наш проект потерпел неудачу просто потому, что мы поняли, что у нас есть огромное количество конкурентов, которые лучше, и у них уже есть готовые решения в Store, и мы просто не можем сделать приложение такого же высокого уровня. Это гонка, которая была изначально определена и обречена на не-успех.

Если говорить о заказной разработке, сколько в среднем на сегодняшний день стоит качественный дизайн мобильного приложения?

Цена зависит от того, в какой стране вы живете и работаете. И зависит также от того, на какую страну вы живете и работаете. Например, в нашей команде есть ребята, которые с успехом работают на рынок Калифорнии и периодически ездят туда-сюда в попытках миновать эту проблему географического разрыва. 

542949b12282b7.52073400.jpg

Все равно люди требуют не только удаленной работы в BaseCamp или других проектах и средах – необходимо проектное коллаборативное сотрудничество. Качественный дизайн – это, в первую очередь, дизайн, который востребован, и за него готовы платить. Недавно мне запомнилась одна из веток обсуждения в группе RADUG на Facebook, где обсуждали иконку для приложения стоимостью две тысячи долларов. С одной стороны, это кажется дорого, а с другой – когда люди просто расписали, что они в эту стоимость закладывают, например, сплит-тестирование, проверку, конверсию и огромное количество скрытой работы, которую просто не видно, ты понимаешь, что стоимость вполне резонная. Потому что если приложение или команда, которая покупает такую иконку, рассчитывает на доход, например, в американском AppStore с цифрой в 10000 долларов в сутки, то ошибка и попытка сэкономить эти 2000 долларов может привести к нежелательным последствиям. Поэтому говорить о заказной разработке я не буду. А средняя стоимость – это что-то из разряда средней температуры по больнице.

Какие показатели качества можно выделить в дизайне?

Я очень четко разделяю мнение Ильи Красинского, одного из наших ведущих кураторов, одного из ведущих преподавателей в курсе, о том, что цифры, в первую очередь, оценивают успешность либо не успешность мобильного приложения. Если, например, человек не выполняет задачи только потому, что он теряется на странице, на экране и не может нажать кнопку оплаты – это беда и ошибка дизайнера. Недавно я делал скриншоты суперпопулярного мобильного приложения для мобильной оплаты счетов – кнопка «далее», например, была спрятана, и ее невозможно было нажать. Это ошибка дизайнеров. Поэтому дизайн, в первую очередь, должен приводить к определенной выполненной цели и задачи, а эти цели и задачи, как правило, дизайнеру должен ставить project-менеджер. Либо сам дизайнер должен уметь сформулировать свою работу не только в эстетической части, но и в определенных денежных показателях, которые конвертируют в скачивания, например, в установки и в количество активных пользователей, которые приносят прибыль. Они приносят деньги команде, членом которой является дизайнер.

542949c3b7c894.00333067.png

Сейчас в дизайне активно развивается акцент на минимализм, flat дизайн и так далее. Почему так происходит и усложняет ли это работу дизайнера?

У меня на столе лежит книга про Джони Айва – легендарного дизайнера Apple. Целая глава книги посвящена “плоскому” дизайну, который появился в операционной системе iOS7. Предыдущий дизайн наследовал идеологию и предметы из окружающего текущего мира. Такой вид практически ушел из дизайна программных решений Apple, и у этого есть объяснения. Если вы хотите поставить на иконку кассету с аудиозаписью, то, наверное, вас поймет потребитель 30-35 лет и будет понимать, о чем идет речь. Но покажите такую иконку с аудиокассетой 12-летнему подростку, и он спросит, что это такое. Еще больше его введет в ступор изображение магнитофонной бобины. Поэтому минимализм, flat дизайн и отход от объектов, которые очевидно, визуально показывают некоторую функцию через знакомые предметы, мне кажется нормальным. Необходимо выдумывать новые визуальные смыслы, которые покажут человеку, что он должен сделать или что он получит в результате, а это уже задача достаточно сложная. Поэтому – да, минимализм усложняет работу дизайнера.

Как развитие умных устройств, биометрических функций, необычных гаджетов отражается на дизайне?

Все очень просто – у нас становится больше работы. Например, у меня сейчас заряжается одно из любимых устройств – часы. Это одно из носимых устройств, которое подключается к смартфону. И таких устройств будет все больше. В частности, это устройство позволяет мне измерять пульс во время подготовки к марафону и во время пробежки – одна из важнейших задач измерения биометрических функций. В будущем развитие умных устройств приведет к тому, что в этих же часах, например, будет маленькая доза определенных веществ, которые будут впрыскиваться буквально мне в кровь, если я буду себя чувствовать плохо. Работа дизайнера здесь будет заключаться в следующем: не убей человека и не сделай ошибочным какое-то действие своим собственным дизайном, который создается вместе с мобильным разработчиком. Поэтому развитие биометрических функций необычных гаджетов очень серьезно отражается на дизайне. Он будет влиять на человеческую жизнь. В том числе выбор функций, которые попадают внутрь мобильного приложения – это работа дизайнера. То есть доступность, понятность и анализируемость этих функций и этих данных. Вернее, работа дизайнера – сделать так, чтобы человек понимал, о чем идет речь, о чем приложение пытается ему сказать, достучаться. Не просто говорить, например, у вас 160 пульс, а сказать, например, сбавьте скорость, остановитесь, это может быть опасно, потому что вы находитесь в красной зоне, в которой вы можете находиться не более, чем 5 минут, а потом вам может стать плохо. Вот такая расшифровка биометрических функций является задачей дизайнера.

Сформируйте основные табу при разработке дизайна мобильных приложений.

Теоретизация. Очень люблю этот грех, и он у меня есть. Я занимаюсь эфемерным придумыванием концепта в голове и при этом не приступаю к работе. Это одна из серьезных проблем. Второе: попытка найти уже существующие решения и скопировать их. С одной стороны, это плохо, а с другой стороны, я нормально отношусь к поиску и к аналитике уже существующих мобильных приложений. Потому что вы, элементарно не сделав этого, рискуете положить полгода своей работы на то, что спустя какое-то время после запуска продукта вы окажетесь в достаточно глупой ситуации. Вы увидите вашего конкурента, и окажется, что это приложение уже год, как существует. Я не буду перечислять все пять табу потому, что это достаточно сложно. Но основная проблема, которую я наблюдаю, и с которой сталкиваются дизайнеры – они либо очень долго думают, теоретизируют, мечтают и, собственно, не приходят к фазе запуска, либо ищут по сторонам опять же какие-то вдохновляющие работы. Но есть очень важная фраза, которую я выбил буквально у себя в голове, на лбу такими огненными буквами – ставить для себя дедлайн. В первую очередь, это уважительное отношение к срокам. Мы очень любим перфекционизм, но перфекционизм является врагом №1 в мобильной среде, в частности, в мобильном дизайне. Человек может сколь угодно долго полировать окантовку иконки, но если он не опубликует свою работу, то он никогда не узнает, хорошо это было или плохо. Поэтому публикуйтесь и делайте это постоянно.

Каковы ваши дальнейшие планы по организации учебного процесса? Будете ли дополнять курсы или создавать другие?

Планов по курсу много. Надеюсь, что бета-версия, которую вы очень скоро увидите, если придете к нам, будет изменена. Сначала вы публикуете что-то, потом вы это дорабатываете – версия 2.0 всегда является улучшенной версией первого курса. Поэтому я рассчитываю применять эту методологию и в курсе «Дизайн мобильных приложений» в Британской высшей школе дизайна, но рассчитываю при этом на то, что те студенты, которые будут приходить на этот курс, иногда будут заставлять очень быстро доучиваться и преподавателей. Именно процесс постоянного взаимного обучения и является для меня той наградой, которую я лично рассчитываю получить в ходе нашей работы со студентами «британки».

542949d589c3a2.86361603.jpg

 Хочу пожелать вам успеха. Не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь вверх. Увидимся на курсе «Дизайн мобильных приложений» – до встречи!

Леонид, спасибо, что нашли время на интересную беседу! Удачи Вашим проектам!

 
дизайн
интервью
разработчикам
интерфейс
приложения
обучение
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться