Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:12
Apps4all

Илья Коргузалов (Piligrim XXI): «Piligrim – это полноценное путешествие и удобный сервис для туриста»

Сегодня мы пообщались с Ильёй Коргузаловым, автором идеи и лидером команды проекта Piligrim, который призван не просто воссоздавать несуществующие или разрушенные исторические объекты, но и представлять их прямо на месте с помощью технологии дополненной реальности.

541bef22819203.12298926.jpg

Илья, мы знаем, что Ваш стартап очень интересен! Но расскажите читателю, в чём суть проекта?

Идея проекта – создать виртуальную машину времени, используя возможности современных информационных технологий. Мобильное приложение Piligrim с помощью дополненной реальности воссоздает утраченные архитектурные памятники и исторические события. Мы даем туристам уникальную возможность увидеть своими глазами красивейшие сооружения, которые были разрушены много столетий назад и уже никогда не будут восстановлены. По сути, это новый формат путешествий, который позволяет людям перемещаться в разные исторические эпохи и «участвовать» в самых захватывающих событиях прошлого.

Как и когда появилась эта замечательная идея? Раньше занимались проектами дополненной реальности? Сразу решили, что будете делать уклон именно на туризм?

Наша команда уже более 6 лет работает на туристическом рынке, издавая журнал для путешественников. Поэтому мы хорошо знаем о проблемах и тенденциях туристической отрасли.

Пожалуй, одним из факторов, заставивших нас задуматься о подобном проекте, стало обращение администрации Волгоградской области в прошлом году. Нас попросили помочь в продвижении региона и придумать что-то неординарное для привлечения туристов. Это оказалось непростой задачей, ведь после войны на этих землях практически ничего не осталось: кроме Мамаева кургана и показывать-то особо нечего. Зато под землей скрыто более 4000 археологических объектов. В том числе, вторая столица золотой орды – знаменитый Сарай Берке. И таких регионов в нашей стране, как и во всем мире, огромное множество.

С какой проблемой сталкиваются все любители путешествий? Приезжаешь в какое-нибудь легендарное с исторической точки зрения место и находишь в лучшем случае лишь руины, а то и вовсе чистое поле. А ведь всегда хочется увидеть, как на самом деле выглядели древние храмы и средневековые замки, как происходили те или иные события. Именно это желание и подтолкнуло нас к идее проекта: создание мобильного приложения по технологии AR, которое позволит туристу совместить реально путешествие и путешествие во времени.

Сообщество оценило Вашу идею?

Поначалу, как водится, мы столкнулись с массой скептических мнений. Много вопросов вызывала масштабируемость сервиса и его востребованность у конечного потребителя. В то же время компетенция команды всегда являлась сильной стороной проекта.

Действительно, в тот момент объективно оценивать жизнеспособность нашей идеи было сложно, ведь в России нет аналогичных сервисов. Да и в мире лишь несколько компаний работают в смежном нам сегменте рынка. А создавать парки AR непосредственно на исторических местах взялся лишь израильский стартап Architip, который уже пару лет остается на стадии бета-тестирования.

Тем не менее, нашлись люди, которые в нас поверили и поддержали. Так, Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора «Ингрия» увидел в проекте Piligrim большой потенциал, и именно его рекомендации помогли нам получить первые инвестиции от петербургского «Фонда предпосевных инвестиций». 

541bf0bc419b62.02084742.JPG

Сегодня, когда первый виртуальный музей уже успешно работает и пользуется популярностью, сообщество относится к нам гораздо более серьезно. Так, мы победили в отборочном туре петербургского этапа роуд-шоу Russian Startup Tour, заявку на который подавали почти 200 компаний. Фонд посевного финансирования Microsoft предоставил нам грант на развитие технологии. На Startup Village Piligrim выиграл специальный приз от компании «Сбербанк- Технологии» как один из самых интересных и креативных мобильных проектов. Наконец, Russian Startup Rating присвоил нам наивысший инвестиционный рейтинг ААА.

Когда приступили? Сколько времени и средств потребовалось для получения первого рабочего прототипа? Вы начинали с LudzaCastle или сначала «обкатывали» технологию?

Создавать саму технологию мы начали год назад, в октябре 2013 года. В январе этого года получили первый заказ от Латвийского агентства развития туризма на воссоздание рыцарского замка в городе Лудза. Так что дорабатывали приложение уже на реальном объекте, что, безусловно, гораздо интереснее и практичнее. Это позволило не только отладить технологические аспекты работы приложения, но и параллельно протестировать маркетинговые стратегии. Запущен сервис был в конце апреля, так что на производство первого работающего AR музея ушло меньше полугода. За 2 месяца с момента запуска музея его посетили около 10 000 туристов, при этом в самом городе живёт менее 5 000 человек.

В нашем случае работать «под заказ» немного сложнее, поскольку не мы выбираем тот объект, который будет реконструирован. Так, в случае с Лудзенской крепостью мы столкнулись со всеми проблемами, которые могут нам встретиться в дальнейшем. Например, этот замок был полностью разрушен еще в XVII веке. Сведений о его истории и внешнем облике сохранилось катастрофически мало. Поэтому мы сотрудничали с местными историками, археологами и краеведами, чтобы добиться максимальной реалистичности объекта. Это было непросто, но очень занимательно. И судя по реакции специалистов и пользователей приложения LudzaCastle, у нас все получилось.

В августе на руинах крепости работала группа немецких археологов. И, что особенно приятно, они подтвердили многие наши предположения. Например, мы долго выясняли с местным краеведами, где на территории замка мог располагаться больной конюшенный двор на сотню лошадей. Прикидывали, спорили, смотрели планы похожих крепостей той эпохи. Наконец, выбрали место, которое могло быть самым удобным и логичным. И вот, археологи именно в этом месте откопали фундамент этой постройки, подтвердив все наши гипотезы. Такие небольшие победы делают процесс создания реконструкций вдвойне интересным.

Сегодня Лудзенская крепость остается для нас основным полигоном для экспериментов. Летом мы попробовали «вживить» в приложение анимированных персонажей, сейчас обкатываем версии для андроида и смарт-очков.

541bf0e88e67d1.44443509.jpg

Кем финансируется проект?

Финансирование идет из разных источников. Это и собственные средства, и инвестиции от ФППИ. Не так давно мы выиграли гранд фонда Microsoft. Мы уже начали зарабатывать деньги на рынке B2B. Это и контракт с Латвией, и заказ на воссоздание дворянской усадьбы Алтун в Пушкинских горах, который был подписан буквально месяц назад. Кроме того, в ближайшие месяцы мы планируем уже на свои средства сделать AR реконструкцию одной из самых знаменитых крепостей Европы. Таким образом, мы выйдем на международный рынок B2C и оценим свои возможности там.

Расскажите о коллективе! Какова Ваша роль в работе над проектом?

Команда – это одна из самых сильных сторон нашего проекта. Вместе на разных проектах мы работаем уже почти десять лет, так что коллектив слаженный, сбалансированный, а главное, очень профессиональный. Диана Сорина - маркетолог с огромным опытом, она вывела на рынок множество успешных продуктов, в том числе и туристических. Татьяна Черных – специалист в области рекламы, масс-медиа и исследовательской работы. Главного разработчика, Максима Дорошенко, мы нашли специально для реализации этого проекта – это очень компетентный специалист с нестандартным мышлением и богатым опытом работы с технологией дополненной реальности. Важный член команды – это, конечно же, 3D моделер Станислав Баянов, по-настоящему талантливый художник. Совсем недавно с нами начал работать Алексей Вишняков, который взял на себя все задачи, связанные с адаптацией приложения для андроидных устройств. Я, в свою очередь, отвечаю за всю визуальную составляющую приложения. Опыт, полученный при руководстве отделами дизайна в международных компаниях, и опыт работы заведующим лабораторией реставрации в Кунсткамере, позволяют достигать успеха в дизайне, а также учитывать специфику исторической реставрации и возможности визуальных решений.

541bf0fc61c078.87737508.PNG

Опишите технологию – как это работает?

В ходе создания мобильного приложения мы решили ряд уникальных технологических задач, в частности, геопозиционирование AR объектов на реальной местности, а также усовершенствование безмаркерной технологии, технологии перехвата и распознавания образов. В результате, приложение может распознавать изображение объекта, полученное через фотокамеру мобильного устройства (планшета или смартфона) и, базируясь на узловых точках, заменять его виртуальной 3D-моделью. Таким образом, пользователь видит виртуально восстановленные исторические сооружения в фотографическом качестве в заданных географических координатах в режиме реального времени.

С какими трудностями приходилось сталкиваться в процессе создания?

Пришлось перебрать все возможные технологии позиционирования дополненной реальности и совместить некоторые из них, чтобы добиться хороших результатов в установке виртуального объекта на реальной местности.

Пока осваиваете только iOS? С андроидом не связываетесь из-за сложности оптимизации под множество разрешений?

Именно по этой причине мы начали отлаживать технологию на iOS. Но сейчас в команде появился новый разработчик, который как раз и занимается процессом оптимизации под андроид. В данный момент идет тестирование и, надеемся, в ближайшее время мы сможем корректно портировать наше приложение на топовые модели андроида.

Кстати, Вы, кажется, нацеливаетесь на использование технологии на GoogleGlass и др. Уже что-то разрабатываете? Какие ожидаются трудности? Оцените перспективу подобных девайсов, какие тренды и тенденции могут сильно измениться из-за популяризации этих устройств?

По идее, смарт-очки – это как раз то устройство, которое должно давать эффект полного погружения в пространство дополненной реальности. Их «дисплей» проектирует изображение непосредственно на сетчатку глаза и позволяет видеть виртуальные модели без лишних помех (как, например, бликование экрана планшета), а также корректно совмещать реальные объекты и 3D модели. Поэтому именно очки, в конечном счете, могут стать идеальным инструментом для разработчиков, работающих с AR технологиями.

Однако в настоящее время на рынке появляются первые «пилотные» модели смарт-очков. Наши разработчики одними из первых в России получили Google Glass. Такой полезный подарок нашей команде сделала компания «Сбербанк-Технологии» за победу в специальном конкурсе на Startup Village. Уверены, что в перспективе этот гаджет станет для нас незаменимым. Но это дело будущего, поскольку мощность устройства пока еще не позволяет транслировать наши инсталляции в том качестве, которое дают планшетные компьютеры и смартфоны.

Кроме того, мы оттестировали очки компании Epson. Они дали гораздо лучший эффект и, вполне возможно, что при создании следующих локаций мы будем ориентироваться и на это устройство.

Другой интересующий вопрос – откуда берутся данные о том, что было на разрушенных теперь местах? Как воссоздаёте цифровые модели?

Этот вопрос нам задают часто, и, на самом деле, здесь нет ничего сложного. На рынке B2C мы изначально ориентируемся на воссоздание архитектурных шедевров мирового значения. Их внешний вид и история, в большинстве своем, общеизвестны. В таких случаях, сбор и обработка информации занимает буквально несколько дней.

Что же касается объектов, создаваемых под заказ, здесь порой возникают проблемы, но вполне разрешимые. Основными источниками являются открытая информация в сети Интернет, библиотечные ресурсы, а также архивы местных краеведческих и городских музеев. Поскольку наш проект помогает привлекать внимание туристов к утраченным достопримечательностям конкретных регионов, местные администрации и офисы по туризму всегда активно поддерживают наши изыскания. В частности, они предоставляют контакты историков, археологов и краеведов, которые занимаются изучением выбранных объектов и соответствующих исторических эпох. Участие таких специалистов позволяет нам получить экспертные оценки проектов, а значит сделать виртуальные реконструкции максимально достоверными. Так было в Латвии, точно также сложился процесс и в псковском поместье Алтун, которое мы восстанавливаем сейчас. Нам очень помог директор краеведческого музея города Новоржева, специалисты из научного отдела заповедника «Пушкинские горы» и даже местные журналисты.

Есть ли в приложении историческая справка?

Приложение Piligrim – это не просто 3D модель, «привязанная» к местности. Это полноценное путешествие и удобный сервис для туриста. Поэтому помимо визуальной составляющей, в него входят и аудиомузыкальная экскурсия. В ней рассказывается о постройке здания, об истории этих мест и судьбах людей, что в нем жили. Экскурсия строится по определенному маршруту, каждая точка которого сопровождается историческими экскурсами, дополнительными комментариями, соответствующей музыкой либо звуковыми эффектами. В Латвии мы установили мультиязыковое аудиосопровождение сразу на 4 языках, включая местное латгальское наречье. В Псковской области решили пока ограничиться только русским языком.

Кроме того, в приложение вмонтированы подробные гиды с картами местности и маршрутами прогулок, с рассказом о ближайших достопримечательностях и объектах туристической инфраструктуры. Это помогает туристам планировать свои дальнейшие путешествия, решать – где поесть или остановиться на ночлег.

541bf1159c7530.35850045.png

Окружение дополненной реальности – не просто 3D-модель? Оно интерактивно?

Пока это в основном статичные 3D-модели с небольшой анимацией: развивающиеся флаги, коптящие факелы, вертящиеся лопасти ветряной мельницы. Но в настоящее время мы активно отрабатываем масштабные «живые» сцены. Так, для Лудзенского замка уже почти готово сражение рыцарей у крепостного рва и во дворе замка. Остается решить несколько технических вопросов, чтобы дополнить приложение.

Это только первые шаги для того, чтобы сделать приложение максимально интерактивным. Постепенно мы планируем украшать наше приложение полноценными анимированными сюжетами, которые будут рассказывать об исторических событиях или просто иллюстрировать быт той или иной эпохи.

Как планируете монетизировать проект?

Сейчас, когда технология создания AR приложения готова и протестирована на объектах, сделанных на заказ, мы планируем сконцентрироваться на сегменте В2С. Именно этот рынок, на наш взгляд, должен приносить компании до 70% прибыли.

Поскольку мы только приступаем к освоению нового направления деятельности, то говорить о конкретных цифрах пока сложно. Мы еще будем экспериментировать с ценовой политикой, в том числе, со стоимостью загрузок самого приложения, с тарифами на дополнительный функционал и рекламу.

Какие планы на будущее? Какие территории будете осваивать, вообще, как осуществляете выбор мест для восстановления?

Задача Piligrim XXI на ближайшее время – это создание максимального количества локаций как в России, так и за рубежом. В будущем мы хотим создать целую сеть парков дополненной реальности, которая позволит пользователям путешествовать с нашим приложением по всему миру.

На первоначальном этапе развития B2C направления мы отдаем предпочтение европейскому рынку, поскольку именно там наблюдается самый высокий туристический поток, много индивидуальных туристов, которые пользуются современными мобильными устройствами. Однако и в нашей стране сегодня прослеживается рост внутреннего туризма, так что не исключено, что мы реконструируем несколько объектов и в России. Уже осенью мы надеемся запустить небольшое пробное приложение в Петербурге.

Выбирая место для создания виртуального музея, мы ориентируемся сразу на несколько факторов. Прежде всего, это хороший туристический поток, не менее 10 тысяч человек в день. Это гарантирует большое количество потенциальных пользователей. Объект для воссоздания, само собой, должен быть интересным и с архитектурной, и с исторической точки зрения. И есть несколько технических требований, в том числе желателен качественный доступ к интернету, поскольку большинство наших пользователей скачивают приложение спонтанно, уже приехав на место.

С точки зрения технологии, что ещё предстоит улучшать и дорабатывать?

На данный момент алгоритмы позиционирования достаточно сложны, ресурсоемки и обладают некоторыми погрешностями. Все это еще предстоит совершенствовать. К тому же мобильные устройства совершенствуются, появляются новые датчики, которые открывают для нас более широкие возможности, а также модернизируются уже существующие сенсоры. Словом, наши технологии постоянно обновляются и дорабатываются.

Есть ли аналоги в РФ и мире на сегодняшний день?

Абсолютно идентичных проектов мы пока не встречали. В Европе существует несколько примеров, когда виртуально восстанавливали внешний облик архитектурных памятников. Но это не совсем дополненная реальность, поскольку 3D модели не вписываются в существующее пространство, а просто привязываются к маркеру. Кроме того, это статичные разовые проекты, сделанные под эгидой местных администраций. В них нет коммерческой составляющей, не предусмотрены экскурсии или интерактивные элементы, и главное, такие проекты не предполагают какого-либо развития и совершенствования. Наиболее близок к нам уже упомянутый израильский стартап Architip, но результаты их работы мы пока не видели.

Интересный европейский проект Guideo, но эта компания делает туристические гиды с небольшими фрагментами AR. В основном, это как раз небольшие анимированные сценки, привязанные к существующим архитектурным объектам.

Возможно ли расширить область применения Вашего проекта за рамки туризма?

Разработанная нами технология, в принципе, универсальна. Ее с успехом можно использовать для демонстрации объектов строительных компаний и дизайнерских студий, в рекламе и социальных акциях. У нас есть несколько задумок , как применить наши наработки в сфере образования. Это поможет сделать процесс обучения интерактивным, более наглядным и увлекательным. Словом, возможно все, но мы пока сосредоточимся на развитии нашего туристического приложения.

Илья, спасибо, что уделили время на беседу! Желаем успехов!

 
интервью
разработка
монетизация
дополненная реальность
виртуализация
туризм
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться