04-09-2016, 00:30 1885
Apps4All

Алексей Чеканов (Сбербанк-Технологии): «Самые важные навыки дизайнера — умение наблюдать и вживаться в различные роли»

Сегодня в гостях у редакции Apps4All Алексей Чеканов, руководитель Sbertech Intelligence Lab в компании «Сбербанк-Технологии». Обсуждаем прошедший дизайн-хакатон, а также какие навыки и умения особенно важны сегодня для дизайнеров и UX-специалистов и проблемы рынка.

Алексей, добрый день. Расскажите, пожалуйста, вкратце о Sbertech Intelligence Lab и ваших задачах

Sbertech Intelligence Lab – дизайн-лаборатория компании «Сбербанк-Технологии». В двух словах: люди из Sbertech Intelligence Lab создают простые, понятные и приятные в работе банковские сервисы и автоматизированные системы.

Последние почти шесть лет я со своей командой, в которой сейчас больше 80 человек, пытаюсь сделать Сбербанк удобным и эффективным для его клиентов и сотрудников во всём, что касается высокотехнологичных продуктов и инструментов — от электронной очереди до рабочих мест операционистов и внутренних систем для организации совместной работы.

80 человек — это четыре команды, работающие в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Минске. За пять лет мы сделали больше сотни крупных и очень крупных работ: это информационные ресурсы, интерфейсы внутренних банковских автоматизированных систем, мобильные приложения для смартфонов и планшетов, интерфейсы банкоматов и терминалов, оформление рабочих пространств, архитектурные проекты и так далее.

Мы собрали фантастическую и абсолютно уникальную для банковской и финансовой сферы команду первоклассных дизайнеров, аналитиков-проектировщиков, интерфейсных программистов, дизайнеров-архитекторов и психологов.

Мы построили собственную лабораторию изучения пользовательского взаимодействия, чтобы оценивать качество и эффективность создаваемых интерфейсов. Подобные исследования помогают быстро находить и решать интерфейсные проблемы, отделять хорошие решения от не очень хороших и, соответственно, делать предсказуемо удобные сервисы, радующие пользователей.

А до Сбербанка чем занимались?

До Сбербанка я год отвечал в компании Coсa-Cola за цифровой маркетинг в России: должность красиво называлась Digital Brand Experience Manager. Еще раньше у меня была своя студия TeleType, которую я в 2005 году выкупил у Студии Артемия Лебедева, где я с 1999 года восемь лет был одним из бизнес-директоров. А до Студии Лебедева с 1994 года я пять лет работал в компании «ПрограмБанк», занимающейся банковской автоматизацией, и постепенно из специалиста отдела сопровождения банковских систем превратился в руководителя учебного центра.

Какие цели вы ставили при проведении дизайн-хакатоне Сбербанк-Технологий и каких результатов смогли достичь?

Главное преимущество хакатона очевидно: этот формат позволяет быстро оценить уровень и качество каждой команды – как распределены роли в группе, как хорошо выполняет свою функцию лидер, насколько слаженно у ребят получается совместная работа, и как легко им удается пройти весь путь от сырого наброска идеи до прототипа готового продукта.

Соответственно, очевидна и наша цель – найти команды умных, бодрых и быстрых молодых профессионалов, умеющих в очень сжатые сроки с нуля придумать сервис, сориентировать его на определенную целевую группу людей и показать примеры готовых экранов клиентского приложения.

Продемонстрируйте кейс команды-победителя и расскажите, каковы дальнейшие планы по сотрудничеству?

Первое место заняла команда «DreamTeam». Это три человека: Алена Лавринец, Виталий Лавринец и капитан Юлия Юнусова. Продукт, который они предложили, называется так: «Умное ДМС с персональными рекомендациями по результатам генетического теста».

Важный момент: среди участников хакатона не было откровенно слабых, провальных команд – все продемонстрировали очень сильный уровень подготовки, и чтобы отметить качество работ, жюри пришлось в спешном порядке увеличить призовой фонд с 200 до 500 тысяч рублей, что стало возможно благодаря участию в хакатоне первых лиц банка.

У команды победителей было чуть больше оригинальных идей, они немного глубже проработали вопросы и аккуратнее отнеслись к подготовке проектировок.

Всех троих участников победившей команды мы пригласили на работу, и все трое – Алена, Виталий и Юлия – приняли предложение и скоро присоединятся к нашей команде.

Какие советы можете дать дизайнерам? Какие навыки и умения особенно важны сегодня?

Самые важные навыки дизайнера — умение наблюдать и вживаться в различные роли. Невозможно создать продукт или по-настоящему качественный интерфейс, не выходя из кабинета. Необходимо постоянно наблюдать за пользователями — смотреть, как они достигают схожих целей в конкурирующих продуктах, как они учатся, ошибаются, переживают. Самое важное качество дизайнера — любознательность. И ее надо постоянно развивать. Дизайнера должно интересовать буквально всё, что повышает эффективность человека и улучшает его эмоциональное состояние. Самый важный инструмент дизайнера — вопросы «как» и «почему». Именно владение этими инструментами, а не «Фотошопом», «Скетчем» или инструментами прототипирования, отличают хорошего дизайнера.

Актуальные технологии и тренды в дизайне: как за последний год изменился рынок и какие тенденции сохранятся, а какие появятся в 2017 году?

Если говорить о графическом дизайне интерфейсов, то плоский дизайн начал приобретать более понятную «физику» и перестал вводить пользователей в замешательство. Рынок научился, наконец, с ним работать. Эта тенденция должна сохраниться — материальный дизайн будет совершенствоваться, и в ближайший год он должен эволюционировать эстетически. С рациональной составляющей интерфейса он уже справляется достаточно хорошо, осталось подтянуть эмоциональную.

С точки зрения тенденций совершенствования и принятия пользователями технологий, главными трендами, на мой взгляд, будет управление голосом, добавленная реальность (которая сейчас переходит на новый уровень и становится доступной массовому пользователю), носимые аксессуары с поддержкой бесконтактных платежей и системы, построенные вокруг мониторинга здоровья человека.

Какие на рынке проблемы, что больше всего раздражает?

Проблемы не меняются уже почти двадцать лет (столько я работаю в этой профессии), и они всё еще меня раздражают. У нас всё еще очень плохо развита культура сервисного дизайна — дизайнера обычно воспринимают как художника-оформителя, а не как специалиста, способного помочь спроектировать продукт или услугу вместе со всеми процессами ее использования. И даже когда речь идет только о дизайне интерфейса, в очень психологические материи крайне любят вмешиваться все кому не лень, считая работу дизайнера исключительно эстетической и нуждающейся в корректировке со стороны всех неравнодушных людей, у которых отсутствие профильных знаний компенсируется избытком свободного времени.

Как и прежде, в большинстве проектов проведение исследований и проверку гипотез до сих пор считают не необходимостью, а экзотикой. И здесь обычно удивляет как поведение заказчиков и владельцев продуктов, желающих сэкономить на очень серьезных вещах и запустить ракету с экипажем в космос без единого испытания, так и убежденность в своем непогрешимом профессионализме дизайнеров, создающих что-либо без оглядки на живых пользователей, без тестирования и без корректировки. Есть и обратная сторона этой медали — желание заказчика проверить на пользователях идею на этапе сырой начальной концепции (а не более-менее работающего прототипа, приближенного к готовому продукту), что приводит к неизменно плачевному результату.

Часто печалит желание использовать какую-то технологию просто ради самого факта использования этой технологии, когда абсолютно бессмысленным функциям уже после внедрения стараются найти хоть какое-то оправдание.

Расстраивает, что в России по-прежнему никто системно не готовит специалистов в нашей области — несмотря на крайне высокую потребность в кадрах. Образование можно получить в отдельных небольших учебных заведениях вроде Британской высшей школы дизайна или Школы Горбунова.

Наш традиционный вопрос: какие приложения в вашем смартфоне?

В моем айфоне сейчас установлено 264 приложения. Каждое мне зачем-то нужно, хотя бывает, что я пользуюсь этим приложением только в отпуске пару раз в год. В айпаде значительно меньше — около сорока.

Можете назвать свой топ приложений по частоте использования и еще несколько примеров клевых приложений, которые вам нравятся с точки зрения их реализации или идеи?

Top 10 (не считая стандартных системных приложений вроде браузера, почты, плеера и SMS):

— Яндекс.Навигатор

— Facebook

— Яндекс.Новости

— Evernote

— Dropbox

— Yahoo.Finance

— Audible

— Сбербанк Онлайн

— CNN

— Euronews

К по-настоящему клевым приложениям (а точнее – идеям приложений, потому как это явно только начало пути) я бы отнес WolframAlfa и ABBYY.FineScanner.

Алексей, благодарю за интересную беседу!

 
интервью
дизайн
приложения
тренды
сбербанк
технологии
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться