29-07-2016, 07:00 1226
Apps4All

Алексей Резванов (m—2—h): «Мы для себя оставили три направления: брендинг, веб и мобайл»

Сегодня в гостях у редакции Apps4All Алексей Резванов, управляющий директор m—2—h. До работы в компании Алексей занимал должность в коммуникационном агентстве SPN Ogilvy, российском подразделении одного из известнейших мировых агентств Ogilvy PR. Работая в Ogilvy, он разрабатывал коммуникационные стратегии и комплексные программы для таких клиентов, как Фонд «Сколково», ЭР-Телеком, Ford и многих других ведущих компаний.

Как создаются интерактивные digital-проекты и решения в сфере брендинга в m—2—h и какой командой, 3 лучших кейса агентства, а также актуальные технологии и тренды в веб- и мобильной разработке из уст эксперта в данном интервью.

Алексей, добрый день. Расскажи, пожалуйста, для начала вкратце о своем профессиональном опыте. Как ты оказался в роли управляющего директора m—2—h?

Виктория, привет! В диджитал меня занесло в 2009-ом году, причем из крайне нехарактерной отрасли — я был журналистом и работал вместе с очень уважаемым экспертом и корреспондентом из США. Организовав интервью практически со всеми российскими олигархами, написав сотни экспертных статей и даже несколько проспектов для IPO, я решил открыть свой собственный интернет портал про гаджеты и технологии, который кстати существует до сих пор и называется Macster. Именно на этом проекте начала собираться команда единомышленников, с которыми мы работаем и по сей день.

А теперь кратко про m—2—h - что агентство сейчас из себя представляет, как позиционируется, какие услуги оказывает?

Мы прошли много различных этапов эволюции, до того как пришли к тому, чем сейчас является m—2—h , и рассказывать о нашем подходе мне всегда по-настоящему интересно. Под влиянием кризиса нам, как и многим на рынке, пришлось откинуть все побочные продукты и сфокусироваться на главном — мы для себя оставили всего три направления, а именно: брендинг, веб и мобайл — и именно в этих направлениях решили развиваться с точки зрения продукта.

Сейчас большинство наших заказчиков приходят с запада — более 30 тысяч фолловеров на Behance и почти 4 тысячи на Dribbble дают о себе знать. Мы делаем крайне необычный, но действительно востребованный на рынке продукт. Интерфейсы с яркой, вовлекающей пользователя анимацией, призванной упростить его восприятие контента, а также вызвать эмоцию, которая поможет выстроить связь между ним и продуктом. В ХХI веке в этом направлении, думаю, движется весь профессиональный UI/UX, ну и мы в том числе.

Какие ключевые вещи в жизни агентства происходили за последнее время?

Самыми существенными за последний год для нас были два вопроса: что делать с серьезным упадком спроса на внутреннем рынке и как победить сервисы, типа WIX, Squarespace и Readymag, которые предлагают потребителю готовый сайт отличного качества всего за $10 в месяц. Думаю, именно ответы на эти вопросы для нас стали самыми важными стратегическими маяками, определившими дальнейшее развитие.

Кризис мы побороли сократив продуктовую линейку, а точнее убрав SMM и другие продукты, которые были ориентированы лишь на внутренний рынок. Ну, а с сервисами мы поступили по принципу «Возлюби ближнего своего!» — просто мы наконец поняли, что их существование это прекрасное благо, как необходимость и замечательность существования в мире таких магазинов как Zara и Benetton, которые дают возможность выглядеть красиво всем, а не только тем, у кого есть тысяча долларов на платье. Подобные сервисы делают весь интернет красивее и лучше, ну а агентства и профессионалы нужны для того, чтобы решать более сложные задачи — например, разрабатывать интерфейсы, вызывающие у посетителя эмоцию.

Где вы берете стратегов? И вообще – какой командой реализуете проекты?

Сейчас команда m—2—h - это три ключевых дизайнера, работающие в общем узнаваемом стиле, а главное обладающие действительно большим опытом в области дизайна. Подобную команду смог собрать наш ведущий дизайнер и арт-директор Александр Лагута. В штате также есть аниматоры, которые профессионально «оживляют» наши интерфейсы, ну и конечно-же фронтенд, бэкенд и мобильные разработчики, которые затем претворяют все это в жизнь.

Любым проектом руководит продюсер — человек, отвечающий одновременно за коммуникацию с клиентом и проектную деятельность внутри команды. Под каждый проект собирается проектная группа из 5-7 человек, состоящая из продюсера, дизайнера, аниматора, а также фронтенда, бэкенда и мобильных разработчиков по необходимости. Креатив идет как со стороны дизайнеров, так и от проектной группы, но так как мы все-таки являемся продакшен агентством, то обычно клиент к нам приходит уже с готовой идеей или заполненным брифом, который нужно качественно реализовать, додумав детали.

Какая услуга является флагманской? Ну, и в целом можешь ранжировать деятельность по сегментам?

Мы делаем много веба и мобайла, причем иногда и то и другое идет в рамках одного проекта, когда это стартап. Несколько стартапов из США используют нас как свой продакшен полного цикла и, конечно, на подобных проектах мы отвечаем и за мобильное приложение и за сайт, и даже за бэкенд. Сейчас в нашем портфолио открытые проекты по которым ведется активная работа в области веб и мобайл находятся в пропорции 50/50.

Насколько велик спрос на мобильные истории?

Многие говорят о смерти мобильных приложений как сущности, и мы, в принципе, согласны с подобными доводами. Когда у человека есть куча приложений, каждое из которых нужно открывать, чтобы выполнить какое-то одно действие — это жутко неудобно. Но замечу, что при этом смерти дизайна для мобильных интерфейсов не предвидится. Я бы даже сказал, что планируется бурный рост работ в этом направлении.

Большинство сайтов в вебе попросту не оптимизированы под мобильные устройства, хотя собирают 30-40% именно мобильного трафика, причем многие из них имеют такой дизайн, что безболезненно конвертировать его в мобильный вариант совершенно невозможно. При этом дизайнеры продолжают рисовать интерфейсы для смартфонов на экранах 27-дюймовых аймаков, что тоже дает свои отголоски. Доделывать и переделывать в этой области можно всего очень много, и мы готовы к подобным новым вызовам.

Расскажи о 3 лучших кейсах

Самый популярный наш кейс — это работа для дружественного агентства Inty ++ по редизайну их сайта. У этого проекта более 110 тысяч просмотров, почти 8 тысяч лайков и 500 комментариев на Behance. Задача этого проекта была проста — нужно было сделать сайт-представительство агентства, создающего интерактивные инсталляции для выставок и промо-активаций с портфолио работ, кейсами и описанием. Собственно задача была крайне тривиальная, но решили мы ее весьма нестандартно. В проекте много воздуха, сильная типографика, которая больше напоминает принт, нежели чем веб и много яркой анимации. Интересно, что профессиональной аудитории сильно приглянулось наше крайне смелое решение в котором нет ничего лишнего и каждая страница четко сфокусирована на результате, будь то получение звонка или презентация работы студии, но к сожалению клиент такого смелого дизайна испугался и запустил в дальнейшее производство более консервативный вариант.

Нам понравилось работать с ребятами из Carprice, для них мы перерисовали дизайн части их проекта, в которой автодилеры торгуются за автомобили выставленные на продажу физлицами. Мы разработали новый дизайн, добавили немного к фирменному стилю и предложили нестандартные анимации, облегчающие взаимодействие с интерфейсом. Сейчас Carprice собственными силами будет интегрировать это решение в систему.

Мы очень любим MUSIC STORY — это наверное наш самый душевный проект. Мы сделали новый сайт для музыкальной школы в Москве, который отражает всю суть их процесса преподавания и подхода к музыке, а также рассказывает об учениках, многие из которых кстати выиграли немало наград и участвовали во множестве различных шоу. Мы почти закончили программинг и совсем скоро запустим этот проект в продакшен.

В чем специфика тестирования digital-проектов, можешь подробнее рассказать?

Говоря о сайтах — крайне сложно заставить анимацию и такой сложный фронтенд бесперебойно работать во всех браузерах и на всех платформах. Это задача из разряда “mission impossible” и именно тут мы встречаем большинство трудностей.

Тестированию мы сейчас уделяем огромное внимание, т.к. западные клиенты во-первых готовы за это дополнительно платить, а, во-вторых, не терпят неработоспособный продукт. Если хочешь работать с этим клиентом еще раз, продукт должен быть идеален.

Какие факапы случались?

Все стандартно, как и у большинства студий — сроки, фрилансеры, оплаты. С фрилансерами мы работать практически закончили, все работы делаем внутренними ресурсами или берем специалистов на фулл-тайм, пусть даже и удаленно. Контроль и уровень ответственности в таких проектах намного лучше, а мы не можем позволить себе никаких ошибок, ведь конкуренция в этом бизнесе очень высока.

Одним из самых проблемных моментов является оценка эффективности: как измеряете?

Перед нами, как перед продакшен студией, каких-то бизнес задач не ставят, соответственно не привязывают какие-то KPI по эффективности. Мы реализуем идею клиента и собственный креатив по клиентскому брифу, продукт должен быть идеален, работать бесперебойно и нравиться клиенту, нам и окружающему миру. Остальные заботы клиент оставляет на себе.

У стартапов достаточно много так называемых пайвотов (pivots) — это когда бизнес-модель меняется, и нужно переделывать продукт и менять логику и функционал. По большинству наших проектов мы через это прошли, тут важно то, что все участники процесса понимают, что это уже не «доработки в рамках ТЗ», а поиск некоей истины, который мы проходим со стартапом вместе, при этом получая оплату за каждый этап проделанной нами работы. На западе, кстати, к оплатам и подобным вещам относятся очень уважительно, мы еще ни разу не слышали от западных клиентов комментариев типа «ну, это же подразумевалось» и запросов доделать что-то в большом объеме вне рамок ТЗ без дополнительной оплаты. Подобное весьма приятно удивляет.

Актуальные технологии и тренды в веб- и мобильной разработке: расскажи, как за последний год изменился рынок и какие тенденции сохранятся, а какие появятся в 2017 году?

Индустрия IT достаточно молодая и сильно подвержена хайпам (hypes), каким-то модным тенденциям, возникшим в связи с тем, что что-то где-то выстрелило. Вот сейчас все говорят про VR/AR в связи с Pokemon Go, все говорят про «чат ботов», все хотят 3D в браузере.

Я думаю, что на самом деле основной тренд, это стремление к упрощению. Именно поэтому у нас много заказов. Мы упрощаем идею клиента до максимума, получая простой и понятный продукт. В этом наша миссия.

Сейчас, когда каждый из нас ежедневно читает по 350 постов в социальных сетях и более 50 сообщений электронной почты в день, а еще чатится, слушает музыку, общается, читает новости и вообще как-то живет и принимает решения, что ему делать, а значит переваривает просто тонны информации — в большой цене простые, понятные и интуитивные интерфейсы и рекомендательные сервисы, принимающие за человека решения или хоть как-то уменьшающие этот безумный поток входящих данных. Думаю именно за таким подходом будущее.

Как всё это влияет на реализацию дизайнерских идей?

Дизайнеры должны научиться упрощать, убирать лишнее, а главное отстаивать свою точку зрения перед клиентом, который живет в своем бизнесе и обычно хочет сказать все сразу, чтобы ничего не упустить. Зачастую беспрекословное исполнение подобных заказов превращается в главные страницы сайтов, похожие на фарш или салат оливье.

Какие на рынке проблемы, что больше всего раздражает?

Самое проблемное на нашем внутреннем рынке - это влияние кризиса. Вроде работать надо, а в условиях, когда бюджеты жестко урезаны, клиенты либо пытаются жестко экономить, либо продавливают абсолютно кабальные условия — это все, конечно же, сказывается на продукте.

На западе история совсем другая, с бюджетами там ничего, как вы понимаете, не случилось, но их отношение к России, мягко говоря изменилось. Будучи совершенно аполитичными, они все равно стараются минимизировать свои риски и когда для реализации проекта, есть варианты заслать свой бюджет в Россию, Польшу, Украину или, например, Индию, то выбор в пользу России сделает не каждый и доводы ему для этого нужны весомые.

Получается мы стоим между двух огней — толкаться на внутреннем рынке, где куча полуголодных агентств соглашаются на кабальные условия брендов и делают проекты практически в ноль, либо пытаться как-то уговорить западных клиентов все-таки выбрать нас, а не аналогичных классных ребят из Польши.

Есть ли конкуренция с digital-подразделениями крупных сетевых РА?

Никакой, наоборот есть отличная синергия. Ни одно из крупных агентств, которые я знаю, не имеет своего хорошего продакшена и все работы аутсорсит. Мы делаем несколько проектов вместе с SPN Communications и другими крупными игроками рынка.

У ярких личностей и брендов всегда имеется армия хейтеров. Как реагируете на критику? J

Стараемся конструктивно! Слушаем, аргументированно защищаем свою позицию, иногда понимаем, что где-то не совсем правы. Когда перестаешь слышать критику, перестаешь учиться — есть много молодых и дерзких ребят, которые лет через 8-10 нас сделают, но пока у нас еще есть время.

В чем, на твой взгляд, заключаются главные отличия digital проектов на российском и западном рынках?

В адекватности. На этот вопрос для меня как-то раз ответила одна моя хорошая знакомая и коллега, работающая почти всю жизнь в агентствах в Лондоне — самое кардинальное различие между нашим и их подходами в том, что они реально управляют проектом. Вдумчиво, рационально, слушают исполнителя, внимают различным доводам и стараются работать. Дизайнер там - не руки для воплощения фантазий клиента, а эксперт, к мнению которого прислушиваются. На предложение выделить 1-2 месяца на тесты не начинаются обычные российские возражения типа, «а если то, что вы разрабатываете тестировать надо, то наверное вы не очень хорошие разработчики», ну и множество аналогичных микро-моментов, которые в целом создают общий фон.

Какие навыки и умения особенно важны для тех, кто работает над digital-проектами сегодня?

Похоже, скоро все должны будут стать мульти-инструменталистами — на западе процветают дизайнеры-верстальщики, большинство российских дизайнеров, которых я знаю, учатся анимации, чтобы хорошо оформлять свои работы и продвигать личный бренд, веб и мобайл смешиваются вместе, а верстка перестала быть просто нарезкой картинок в таблички, а превратилась в серьезное программирование на JavaScript.

Будущее за дизайнерами, которые смогут сами все заанимировать и сверстать, а также за full-stack разработчиками и другими людьми которые знают больше и могут закрыть более широкий фронт в проекте.

Ruby on Rails с его MVC принес в мир разработки радость и понимание того, как правильно структурировать код веб-приложений. Rails дает разработчикам массу возможностей, но не все в состоянии правильно ими распорядиться. Какие способы решения задач в Rails хороши, а какие плохи, и почему?

Мы разделяем свои проекты на имиджевые, типа Inty ++ и MUSIC STORY, и более серьезные с точки зрения разработки, такие как, например, сервис Deals, в котором есть и мобильное приложение-клиент, и геолокация и веб и бэкенд-сервер с контентом на RoR. Решать комплексные задачи на RoR приятно, потому что доступны самые последние технологии, эластичные базы данных и множество других возможностей для реализации high-load проектов.

Скорее всего, простые проекты мы делаем на RoR с ActiveAdmin по наитию, просто нам так удобно и, опять же, это индустриальный стандарт и хорошо документированная среда разработки.

Я все больше замечаю имиджевых проектов, которые сделаны например на WordPress. И в этом нет ничего плохого — вся история с анимацией все равно происходит на фронтенде, а что будет управлять контентом по сути не важно.

Наш традиционный вопрос: какие приложения в твоем смартфоне?

Недавно поставил Pokemon Go, чтобы раскрыть секрет успеха этого проекта. В остальном, всё как у всех — почта, Facebook и куча мессенджеров, включая Skype, Slack, Telegram и WhatsApp. Я всегда должен оставаться на связи с командой и клиентами. Пользуюсь Яндекс.Навигатор на дорогах, очень нравится Pipedrive для управления продажами и конечно же Basecamp для задач и проектов.

Случайно я забыл про свое самое любимое приложение как на компьютере, так и на смартфоне — это Spotify. Музыка - это вся моя жизнь и без премиум подписки Spotify я бы вряд ли дотянул до сегодняшнего дня, работа очень нервная.

Можешь назвать свой топ приложений по частоте использования и еще несколько примеров интересных приложений, которые тебе нравятся с точки зрения их реализации или идеи?

Facebook, Facebook, Facebook… я использую эту соцсеть для развлечения, работы, нетворкинга и всего остального. Это, кстати, по-моему, чисто российская особенность, в США в Facebook не сидят по работе. Затем все мессенджеры — сейчас вся команда плотно переходит на Telegram, просто потому что Skype совсем задолбал, а не из-за того, что нам нужно быть хипстерами.

Пробую и тестирую много всего нового, иногда просто, чтобы посмотреть интерфейс или логику. Например, с точки зрения дизайна и идеи мне очень нравится IFTTT. Крутая идея и хорошая реализация, скоро, когда «умный дом» наконец заработает, они взорвут рынок.

Ну, и конечно все наши собственные приложения — тестируем, пользуемся, гордимся :)

Алексей, спасибо! Было очень интересно, до встречи по случаю выхода новых проектов вашей команды!

 
интервью
дизайн
разработка
приложения
кейсы
mobile
брендинг
технологии
тенденции
digital
тестирование
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться