Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:15
Apps4all

Максим Волошин (Redmadrobot): «Это, конечно, не автомойка»

Редакция Apps4All пообщалась с основателем компании-разработчика Radmadrobot, Максимом Волошиным. Максим рассказал нам о политике компании, принципах подхода к бизнесу, а также проанализировал нынешний рынок мобильной разработки, ну и традиционно рассказал об истории создания Redmadrobot.

Максим, рады приветствовать! Чем занимается Ваша компания?

Redmadrobot – одна из крупнейших в России компаний-разработчиков мобильных приложений. Специализируется на сложных многопользовательских проектах для крупного бизнеса – приложениях в структурах самообслуживания клиентов (абонентов) и новостных приложениях (доставка контента). Клиенты: “Вымпелком”, ФК “Открытие”, РБК, “Газета.Ru”, ФГ “Лайф”, Ernst&Young, ИД “КоммерсантЪ”, “Ренессанс страхование”, Samsung, Unilever, Mail.Ru, ABBYY и др. В штаб-квартире компании в Москве работает 60 человек.

53b2cff0722891.50976384.jpg

Как пришли в бизнес мобильной разработки?

Всё началось с того, что появился iPhone. Мы все знали про Apple, так как работали в дизайн-студии, знали, что это качественная классная техника, пользовались MacBook и iMac. И вот Apple выпускает телефон. Это было событие для индустрии и событие конкретно для нас.

Сначала мне просто захотелось телефон. Мы с другом заказали три аппарата в Штатах – один хотели продать, два других оставить себе. Но в итоге тот самый, который был на продажу, украли на таможне. Аккуратно вытащили из коробочки – к нам приехала красивая пустая упаковка. Да, все хотели iPhone, даже таможенники.

Потом появился App Store с программами от Apple и еще какими-то приложениями, сделанными совместно с Apple. Я про всё это читал, за ситуацией следил. Развивалось что-то принципиально новое – удобная инфраструктура для выхода на рынок независимых разработчиков. И я решил попробовать свои силы.

53b2d04f71bbc4.65725427.jpg


И с чего вы начали?

Собрал коллег-партнеров, с которыми мы сделали первый проект – IQ-тест. Пришлось, конечно, пройти отдельный квест по регистрации аккаунта в App Store через Францию, да еще чтобы получать деньги от продаж… Но по сути процесс выглядел так – нарисовали интерфейс, нашли за $100 программиста под С++, который мог работать с Objective-C, поставили ему белый MacBook и выкатили приложение в App Store. Однажды утром пришло смс – на наш счет упало $4000.

53b2d0aac52d09.60799398.jpg

У нас не было стратегического плана. Было тактическое понимание: выкатим 10 приложений, придет смс на $40 000. При отсутствии конкуренции в App Store это было актуально. Мы выпустили несколько игр: аркадных, квестовых. Они хорошо качались, но только первые месяцы, а потом на этот рынок вышли крупные игроки — монстры типа Electronic Arts со своими адаптироваными под мобильные версии десктопными продуктами. Для них это были чисто инвест-проекты и со своими ресурсами они достаточно быстро прибрали к рукам практически весь игровой сектор.

Тогда мы ударились в рекламу – пошли по знакомым по дизайн-цеху. Компания Grape как раз делала большой проект с брендом Axe (компания Unilever) – у нас заказали промо-приложение для рекламной кампании Axe Muchas Maracas, новая фишка на рынке, заказчик был готов потратить на это деньги. В Redmadrobot нас было четверо плюс несколько программистов на контракте. Отработали качественно, получили несколько сотен тысяч рублей. Оказалось, нашего бэкграунда, накопленных в дизайн-бизнесе методологических навыков достаточно для ведения такого рода проектов.

Вы решили сфокусироваться на промо?

После Axe было еще несколько промо-проектов, капали какие-то деньги от продажи игр, но на развитие игрового сегмента их не хватало (маркетинг, геймдев-команда), да и не хотелось уходить в это направление – принципиально мы стремились заниматься полезными технологиями, промо-приложения, как и игры, не подпадали под это определение. Мы выпустили сервисное приложение для медиапроекта F5 и начали плотно работать с медиагруппой “Живи”, в том числе по дополненной реальности (augment reality). В 2009 году у Redmadrobot появился первый офис и первые сотрудники в штате – начался настоящий рост.

Дополненная реальность хорошо пошла в выставочном бизнесе – мы делали стенды, которые легко и дешево транспортировались по миру, быстро собирались на месте и производили вау-эффект. Была серия больших проектов - AR-макет технопарков Калужской области для экспозиции “Дни России” в Париже, AR-стенд “Умный дом” для “Роснано”, который Forbes назвал лучшим на Петербургском экономическом форуме. Мы были пионерами на российском рынке дополненной реальности, сняли сливки.

Как вы сейчас оцениваете тот выход на рынок дополненной реальности, который фактически схлопнулся? Это было правильно с точки зрения глобальной стратегии развития бизнеса? И в какой момент эта глобальная стратегия была сформулирована?

Принципиально сфера ИТ, мобильной разработки и дополненной реальности – это набор технологий, которые так или иначе начинают пересекаться. Например, мобильные технологии и дополненная реальность соединились в Google Glass. Есть конкретно эта железка и будут другие. Выход на этот рынок дал нам в свое время ценный опыт, репутацию и имя. И мы продолжаем работать с доп. реальностью – в нашей холдинговой структуре есть подразделение, которое разрабатывает такие проекты.

Если говорить про стратегию Redmadrobot вообще, то она связана с тем, чтобы идти в сторону больших и сложных проектов в масштабах всего мира. Для этого нужен капитал и команда. Все движения компании – промо, доп. реальность, новостные и сервисные приложения - их можно назвать стихийными, на уровне “выжить или не выжить”, но это еще и способ получения опыта. Нам до сих пор приходится так действовать: входить, делать, осмысливать результат, корректировать движение и снова в бой. Все эти технологии (ИТ, мобильная разработка) сейчас на пике, они активно развиваются, и каждые полгода на рынке всё меняется. Нужно быстро думать и действовать. Но и результат быстрый, хотя по скорости отдачи это, конечно, не автомойка.

Каков пункт назначения, цель?

Нас впечатляет пример Элона Маска. Он довольно долго шел к строительству космических кораблей: начал с PayPal, реинвестировал деньги в Tesla, не сразу удачно… Но он прорвался. Если говорить о проектах мирового уровня – это они.

53b2d12ae0c366.84954894.jpg

От мобильной разработки мы уже никуда не уйдём. Смартфон, ключи и кошелек – всегда в кармане человека. Скоро останется только смартфон – персональный канал коммуникации с данными, устройствами и людьми. И мы, разработчики мобильных систем коммуникации, будем менять мир.

В третьей части “Астровитянки” Ника Горькавого описано, как искусственный интеллект взаимодействует с человеком через носимые устройства и становится личным помощником, например, для эффективной работы. Робот-помощник – интересная концепция. А мы для этого робота напишем мозги.

Мы быстро вышли на рынок, использовали возможности, заработали первые деньги. Потом взяли первого крупного клиента и чуть не захлебнулись. Он показал все наши пробелы, и мы стали отстраивать схему: 20 человек в команде, оборот 43 млн. руб., ок, пора ставить производство ПО на промышленные рельсы, создавать и внедрять систему, которая позволит на входе принимать любую информацию и на выходе выдать готовый качественный продукт.

Где у вас были пробелы?

В тестировании. Отсутствие профессиональной QA-службы (quality assurance) – это постоянные потери. С одной стороны, скрытые дефекты, поймать и пофиксить которые нет возможности без постоянного контроля качества на всех этапах разработки, с другой – репутационные риски, которые несет компания, сдавая клиенту проект с ошибками, нарушая дедлайны.

У вас не было сильной технической экспертизы внутри команды?

Не было. За ней мы пошли к субподрядчику, и промахнулись. Этот опыт повлек за собой сильные изменения – мы сосредоточились на подборе собственной компетентной команды разработчиков. Подход «вот хорошие ребята, значит, с ними всё получится» больше не работал. Мы привлекли в Redmadrobot опытных лидеров – собрали ядро и стали строить масштабируемую производственную систему. Сегодня у нас в штате 60 человек (руководители проектов, бизнес-аналитики, архитекторы, разработчики, дизайнеры, QA-инженеры, контент-менеджеры, технические писатели и др.), штаб-квартира в Москве.

53b2d179a1de07.42515935.jpg

В какой момент к вам пришел “Билайн”?

“Билайн” нас поднял и заставил выложиться по полной. Этот проект был супер-риском, даже авантюрой. Берясь за него, мы не отдавали себе отчета в том, насколько это сложно. Знали бы – не факт, что решились бы. Компания не была готова к таким высоким требованиям, но быстро отстроилась, и бизнес вышел на новый уровень. Никаких инвестиций — почти год (согласование документов, разработка, приемка, постоплата) мы окупали “Билайн” другими проектами. Было очень тяжело.

53b2d1b17ee033.69733186.jpg

Другой вариант выхода на новый уровень есть? Скажем, инвестиции.

Инвестиции – это хороший способ погубить бизнес. Чтобы выйти на новый уровень есть только один способ – взяться за задачу принципиально иного уровня. То есть да, можно взять у кого-то денег, пойти по рынку, купить команду, выстроить компетенции и, возможно, получить крупный заказ. Но кто придет с рынка, какие люди и какие клиенты... У нас была своя сформировавшаяся среда, она диктовала нам условия — мы ее развивали, лепили из нее систему.

53b2d2085a3b38.91090183.jpg

Кто сейчас наполняет эту вашу среду, какие люди?

Есть два блока характеристик, по которым мы оцениваем людей при приеме на работу. Профессиональные качества и личные. С первыми все понятно – набор компетенций, опыт, знания, образование. Со вторыми все сложнее. Высокая самоорганизация, проактивность, ответственность – это да, обязательно. Но есть еще такой момент — человек на нашей волне или нет. Волна – это ритм рынка, интересы. Если человек на нашей волне, то он стремится к развитию. Прокачивание навыков, создание крутых проектов, которые позволят оставить свой след в профессии и, возможно, изменить мир. В команде разработчиков 20% тех, кто хочет изменить мир, остальным 80% просто прикольно кодить. Они это любят и делают это супер-круто. Такое соотношение.

53b2d260a15912.16071152.jpg

У нас получилось создать внутри компании экосистему, которая сама выдавливает людей, которые не на волне. Все завязаны друг на друга, работают в проектных командах, а это всегда цепочка. Точка разрыва сразу видна. Информация либо где-то не проходит, либо возвращается назад, либо интерпретируется неверно. Неработающее звено – раздолбаи сразу подсвечиваются со всех сторон. И им приходится уходить. Коллектив получился уникальным потому, что он работает на 100%. Эффективно ли он все выполняет – это вопрос тактики и стратегии.

Ну и мы активно помогаем развитию – создаем корпоративный университет, проводим выездные тренинги, проектно-аналитические сессии, отправляем разработчиков на международные конференции. Например, только что наш технический директор вернулся из Сан-Франциско с WWDC и теперь проводит семинары по внедрению новых девелоперских фич.

Как Вы планируете развиваться – свои продукты, клиентская разработка?

Мы отстроили производство и готовимся к стратегическому манёвру. Не будем расти как аутсорс-разработчик до 3-4 тысяч сотрудников. Наша цель – повышение качества разработки и развитие продуктов и решений. Уже есть положительный опыт с Alpina Digital, электронной корпоративной библиотекой, которая за 8 месяцев вышла на прибыль.

Начинался проект с одним издательством, потом подключилось еще несколько. Уникальность проекта в том, что мы сделали его с партнером из рынка. Redmadrobot закрыл технологическую компетенцию, “Альпина Паблишер” – контентно-правовую. И это привело к успеху. Каждый занимается своим делом. Никаких стартаперов. Эта модель сразу после запуска приносит деньги.

В каких сегментах вы работаете?

Медиа, телеком, банки, страхование… Делаем сложные многопользовательские проекты для крупного бизнеса — приложения в структурах самообслуживания клиентов, новостные приложения и enterprise-решения (мобилизация бизнес-процессов). “Билайн”, ABBYY, “Ренессанс страхование”, ФГ “Лайф”, ФК “Открытие”, “Мегафон”, Mail.Ru, Газета.Ru, КоммерсантЪ, Ernst&Young, Samsung и др. – наши клиенты. В портфеле более 100 проектов, которыми пользуются миллионы человек.

Мы разрабатываем концепции для носимых устройств, активно смотрим в эту сторону, потому что большие клиенты интересуются новыми возможностями. Смартфон становится точкой распределения функций между всеми возможными девайсами. Мы находимся в центре этой системы.

53b2d2b2077358.11562642.jpg

Как вы ищете клиентов?

Последний раз мы искали клиентов 5 лет назад. Теперь они сами приходят. К нам поступает порядка 100 обращений в месяц. И это не только разработка приложений – мы делаем аудит мобильных продуктов, консультируем по стратегии мобильных экосистем, когда вокруг бренда заказчика строится агломерация мобильных сервисов, позволяющих пользователям удаленно получать услуги, управлять данными и устройствами, общаться…

Мобильный канал уже невозможно игнорировать, но и бездумно тратить на него деньги не имеет смысла – он используется для развития бизнеса, охвата и удержания аудитории, допродажи услуг, снижения офлайновых издержек. Если мобильные продукты не выполняют этих функций, значит, они сделаны неправильно. Стратегически или по части производственных стандартов, UX (user experience). Качественный код и UX – базовые равнозначные вещи, без которых ни один мобильный продукт не может существовать.

А как правильно сделать, например, пользовательские интерфейсы?

Создание наиболее удобных интерфейсов возможно только если правильно поставлены приоритеты. Главным в проекте должен стать пользователь, а наибольшее влияние должен иметь человек, защищающий интересы пользователя – арт-директор, дизайнер или юзабилист. Мы называем это design-driven development.

В соответствии с принципом человеко-ориентированного дизайна стоит привлекать пользователей к проектированию на самых ранних стадиях. Речь не идет о том, чтобы спрашивать у них, как сделать то или это – ни в коем случае. Но провести предварительную аналитику пользовательских требований к продукту желательно, а юзабилити-тестирование прототипа – крайне желательно.

Ну и работу по проектированию интерфейса должны делать максимально компетентные люди. Инвестиции в квалифицированных дизайнеров обычно супер эффективны.

Какая аналитическая информация собирается после запуска?

Это довольно большой массив данных по всем метрикам. Количество установок и активных пользователей – это лишь верхушка. Внутри замеряются все ключевые для бизнеса экшн-поинты в терминах конверсии. И это постоянная работа по точечным улучшениям то тут, то там.

Есть ли разница для вас в выборе платформы для будущей разработки?

Для нас платформа не принципиальна. Мы решаем бизнес-задачи клиента. И при этом решение в большинстве случаев комплексное – на все основные мобильные платформы. Чуть больше нюансов в enterprise-решениях, поэтому в некоторых случаях мы можем предлагать платформу Microsoft, а в других идеально подходят устройства Apple.

Какое из направлений мобильной разработки является наиболее перспективным?

Хороший потенциал показывают бизнес-приложения, а в частности self-care системы или корпоративные решения для мобильных рабочих мест. И то, и другое уже сейчас положительно влияет на бизнес, а со временем это влияние будет только усиливаться. Корпорации обычно такие возможности не упускают.

Максим, спасибо за интересное интервью, желаем Вам дальнейших успехов!

 
интервью
разработка
мобильная разработка
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться