Country not specified
Unknown website Share

Apps4all

Страна: -
Город: -
Был онлайн: -
О себе:
 
08-07-2016, 11:02
Apps4all

Алексей Николаев (InSimple.Ru): «Основной тренд – это дискаверинг, и выиграет тот, кто найдёт наиболее удобную модель системы рекомендаций»

​Приложения для прослушивания музыки, поиска новой музыки, билетные сервисы и трансляции с концертов, продажа музыкальных сувениров, фестивальные пулы, приложения для создания музыки – всё это говорит о том, что ведущий тренд на цифровом музыкальном рынке – это мобильные приложения.

О проблемах взаимоотношений с правообладателями музыкальных активов, о несовершенствах моделей монетизации и о том, кто основные игроки этого рынка, рассказал редакции Apps4All Алексей Николаев, Основатель Музыкального консультационного бюро InSimple.Ru.

Алексей, расскажите, как сейчас проходит работа с музыкальным контентом в цифровой индустрии?

Важно понимать, что такое музыкальный контент. Музыка состоит из неких активов: авторские права и смежные, смежные – это исполнительские права и права на фонограмму. В цифровой музыкальной индустрии мы работаем и с тем, и с другим. 

Существуют приложения, которые, допустим, тренируют музыкантов – там используются только авторские права, и нужно иметь взаимоотношения с их обладателем. Это, как правило, паблишеры и музыкальные издательства. Если это цифровой музыкальный сервис, такой, как Spotify, iTunes, то там будет и то, и другое. Однако законодательство устроено по-разному в разных странах, и пути выплаты отчислений по смежным и авторским правам могут быть достаточно сложными.

Какие есть виды использования музыки в мобайле?

Нужно помнить, что мобильный рынок – это не совсем рынок приложений. Я имею в виду realback-тоны, которые по-прежнему работают, и хотя их популярность падает, речь там по-прежнему идёт о цифрах с шестью нулями. Но это всё-таки рынок доставки мобильного контента, а не рынок мобильных приложений. О рынке мобильных приложений я как раз и буду говорить на презентации на​ 6 форуме Apps4All

Здесь можно выделить несколько крупных групп. 

Первая – сервисы прослушивания музыки, Яндекс.Музыка, Spotify, Deezer. 

Вторая – сервисы дискаверинга, поиска музыки, рекомендаций. Например, блог-агрегатор HypeMachine или сервис Discovr. 

Третья – сервисы покупки билетов, они косвенно, но всё равно про музыку. Рамблер-касса, например. 

Четвёртая – приложения для создания музыки, музыкальные инструменты, синтезаторы, секвенсоры. 

Пятая – приложения для диджейства, скажем, TraktorDJ для iPhone. 

Шестая группа – тренажёры, обучающие музыке. 

Появляются и новые способы использовать музыку в приложениях. Например, компания FancyState делает рекламные и маркетинговые приложения, где дополнительно используется музыка. И, конечно же, большая группа – это мобильные игры.

Кто в этой группе основные игроки?

Давайте остановимся на основных сервисах по прослушиванию музыки. Здесь главные игроки – iTunes (и, вероятно, скоро начнётся интеграция с Beats), Яндекс.Музыка, Deezer, Google Music. Zvooq. Guvera, сервис плейлистов. И есть много маленьких штук вроде 8tracks. А из игроков-правообладателей – всё те же крупные мейджоры: Первое музыкальное издательство, Warner, Universal, Sony и так далее.

55070afdce1090.99202966.jpg

На что стоит обратить внимание, заходя в этот рынок?

Внимательно выбрать ту нишу, в которой вы хотите работать, прежде всего. Скажем, если вы хотите сделать очередной сервис по прослушиванию музыки, то надо быть готовым к большим авансам. Ключевой шаг – хороший анализ рынка. Я часто встречал ребят с очень хорошими стартапами, которые обращаются за консультацией и просто не знают, что задачи, которые они хотят решать, уже решены другими. Это не значит, что им нельзя существовать, но может сильно изменить их планы.

Какие возможные стратегии развития и модели монетизации?

Стратегий развития безграничное количество, можно фантазировать бесконечно. Про модели монетизации сказать немного проще. Если музыка встроена в приложение, если это игровые приложения или производство музыки, то зарабатывать будут либо цена приложения, либо встроенные покупки. Если это потоковое прослушивание, то сегодня монетизация – in-stream реклама, реклама, встроенная в звуковой поток. Конечно, есть и модель подписки, но всё-таки конверсия в подписку очень маленькая. А in-stream реклама в модели, которую предлагает Unisound (представитель компании - Стас Тушинский тоже будет выступать на Форуме Apps4All), я уверен, будет развиваться. Здесь очень интересно думать о развитии модели – о том, какая реклама рядом с какой песней, в какой момент, в какой геолокации будет звучать. Это не просто встроенная реклама, как в обычный поток, который адресован всем: конкретному пользователю можно вставить разную рекламу, или к конкретной песне разную рекламу. Нужно будет думать, как учесть интересы правообладателей и рекламодателей одновременно. Скажем, владельцы хита понимают, что рекламодатели хотят встать рядом с их песней, и не хотят делить прибыль с соседней песней. Возникает очень много нюансов.

55070b45d4bc09.57637370.jpg

Взаимоотношения с правообладателями музыкальных активов: расскажите про основные возможности и проблемы?

Основная проблема лежит в области музыкального рынка и законодательства. Причём не надо говорить, что только российское законодательство – оно во всём мире отстаёт, потому что технология развивается быстрее, чем работают законодатели. Другая проблема – не существует глобальной репертуарной базы данных. Поэтому нельзя со 100% уверенностью, особенно в больших объёмах, сказать, кому именно сейчас принадлежат авторские права на тот или иной трек. Плюс авторские права делятся в долях, плюс постоянно идут споры и доли кочуют. Проблема как раз в том, что для использования музыки ты должен иметь, как говорится, 200% прав – 100% авторских и 100% смежных, в цифровой музыке точно. А возможность найти 100% авторских прав есть далеко не всегда.

Что касается возможностей, если говорить о мобильных приложениях, мы понимаем, что рынок приложений для Smart TV тоже рядом. Смотреть видеоклип по телевизору и через Smart TV – это разные денежные потоки для правообладателей. Но они всё больше начинают задавать вопросы о том, как это устроено, а европейское законодательство начинает об этом думать, много по этому поводу идёт дискуссий. Постепенно игроки начинают адаптироваться, и в этой области тоже начинает происходить много интересного.

Законодательство и лицензирование музыки в игровые приложения - какие существуют риски и возможности?

Часто индустрия IT идёт ва-банк и находится в зоне управляемых рисков. Так же, как это делал YouTube. Они знали, что они будут платить бесконечно штрафы и компенсации, но построят сервис, который всё компенсирует. Однако именно в случае игровых приложений оно того не стоит. Есть понятные правообладатели, с которыми нужно просто связаться и лицензировать то, что вам нужно. Другое дело, что надо смотреть внимательно, какие есть у них и у вас возможности для манёвра. Здесь я должен сказать, что мы как раз занимаемся тем, что мы консультируем и подсказываем тактику действий, можем делать бриф для юристов, сопровождать договоры и разъяснять вам, какие возможности у вас есть.

Наблюдаются ли какие-то тренды в использовании музыки в приложениях?

Основной тренд – это дискаверинг, и выиграет тот, кто найдёт наиболее удобную модель системы рекомендаций. Beats очень хорошо показал ценность дискаверинга – в прямом смысле, в денежном эквиваленте.

Вот представьте, что вы вышли в солнечный день весенний на улицу, вы только что были в кафе, где проходило интервью. Даже если вы не чекинились, геолокация знает, где вы – в районе Покровки, это в некотором роде Сохо. Много народа, тепло, весна, ранний вечер, пятница. Что обычно вы слушаете в такой ситуации – легко отследить по вашим таймлайнам. Учитывая все эти факторы, совсем несложно подобрать для вас некий музыкальный поток. Дать немного знакомого, немного нового. А кстати, в Facebook у вас такой ивент – вот эта группа, между прочим, она играет рядом, вы можете ещё и зайти на концерт. Это работа не чисто с музыкальным контентом, но это работа с музыкой, она абсолютно во власти приложений, и за этим будущее. Какая здесь модель монетизации – можно фантазировать сколько угодно. Самая элементарная – это реклама от тех заведений, которые размещают информацию о том, что здесь происходит.

55070b1b4b0677.36743607.jpg

Расскажите про опыт сотрудничества с Coub. Что было сделано? Какая методика была выбрана для работы?

Это был один из самых интересных опытов сотрудничества с музыкальными приложениями. Coub, как известно, это короткий ролик, который сопровождается аудиотреком. Ребята обратились за консультацией, и было понятно, что их модель настолько новая, что просто никуда не подходит. С одной стороны, казалось бы, это сложные произведения, музыку для них надо лицензировать. С другой стороны, аудиоряд с видеопотоком не синхронизируются. Кроме того, лицензировать музыку для аудиовизуальных произведений, загруженных пользователями, просто невозможно с финансовой точки зрения. Мы вместе искали какую-то другую модель. Одним из вариантов было выстроить это как радио, когда играет какое-то бесконечное количество треков, параллельно которым крутятся картинки. Была идея делать рассинхронизацию, чтобы музыка всегда играла чуть-чуть по-другому, чем в каждом предыдущем лупе. Подчёркивать, что видео и звук проигрываются разными плеерами. Много вариантов, и сейчас ещё окончательно не зафиксирована модель.

Вообще, Coub для музыкальной индустрии – это потрясающая возможность, классный инструмент промоушена для музыкальных треков. Я уже как-то рассказывал, как coub на песню Кендрика Ламара с Никитой Михалковым дал в три раза больший всплеск поисковых запросов на эту песню, нежели вся маркетинговая активность лейбла в дату релиза. В три раза! И правообладатели, лейблы, паблишеры, это понимают и идут на переговоры, участвуют в поиске новой модели использования музыки.

Есть ли универсальный секрет правильного использования музыки в мобильных приложениях и сервисах?

Многообразие приложений таково, что каждую группу можно рассматривать отдельно. С точки зрения использования контента - правильность в грамотных переговорах с правообладателями – учитывать их интересы и не забывать про свои. О том, как использовать музыку правильно… тот, кто будет обладать этим знанием, будет одним из самых успешных бизнесменов. Я пока не готов отвечать.

Какие ошибки являются наиболее распространенными при использовании музыки и как их избежать?

Основная ошибка в незнании устройства музыкальных активов и правовой основы музыкальной индустрии. У нас почти нет образования в сфере музыкального бизнеса, и все наши знания на самом деле основаны на голливудских фильмах. Почему мы думаем, что самое важное – это продюсеры, лейблы, концерты? Потому что мы только это видим в кино. В кино неинтересно показывать маркетинговое агентство, хотя есть уже прецеденты; неинтересно показывать паблишинг, потому что это скучно, это бухгалтера и юристы, которые на самом деле имеют огромное значение. Знаний нет, а значит, появляются ошибки. И в то же время часто лишние страхи не дают реализовать те возможности, которые заложены в устройство музыкальной индустрии. Их тоже не все знают, и разработчики зачастую не используют эти возможности.

55070ba7136dc1.18789821.jpg

Каким вы видите развитие данной отрасли в ближайшие несколько лет?

Технологии уже сейчас позволяют делать удивительные вещи, и видно, куда они пойдут дальше. Скажем, я вышел из кафе и приезжаю домой чуть раньше, чем закончился трек, или трек закончился раньше, чем я пришёл домой. Оказывается, можно автоматически отредактировать пенсю так, чтобы она играла ровно столько, сколько нужно, пока я дойду до дома. Сольфеджио – известная наука, музыка развивается по определённым закономерностям, можно посчитать по GPS, сколько мне осталось идти, и мою среднюю скорость и за счёт цикличности песни добавить ещё несколько припевов. В принципе, это можно сделать даже в мобильном приложении в режиме real-time.

Очень интересные тренды задаются на саммитах Music Hack Day, которые проходят раз в несколько месяцев в разных частях света. Я видел как, из трека Guns ’n’ Roses был сделан дабстеповый ремикс просто на глазах.

Продолжится развитие приложений по созданию музыки. Музыканты часто перемещаются и любят в мобильном приложении сделать какие-то наброски. И не для музыкантов тоже – как это ни цинично звучит, Lego-конструкторов для сборки музыки можно делать огромное количество. Прийти в музыку становится несложно, и можно помогть людям в этом.

Вы отмечаете огромную роль книг «The Future of Music» Герда Леонарда и Дейва Кьюсака и «Все о музыкальном бизнесе» Дональда Пасмонда в вашей жизни - чему они вас научили?

«Future of Music» уложила по полочкам в голове, как работает цифровая музыка и как это будет устроено в нашем настоящем. «Всё о музыкальном бизнесе» дала понимание, как на самом деле устроена музыкальная индустрия. На тот момент информации об этом было просто негде взять. Так получилось, что в сотрудничестве с Dream Industries, в работе в Zvooq сложились воедино моя инженерная составляющая (я по образованию айтишник-математик), страсть к музыке и к торговле. Всё это заработало вместе, а эти книги помогли всё это собрать и разложить по полочкам.

Наш традиционный вопрос: какие приложения в вашем смартфоне?

Одновременно живут Zvooq, Deezer, Spotify, Google… Живёт HypeMachine, это блог-агрегатор по прослушиванию музыки. SoundCloud, MixCloud. Discovr. BandsInTown, сервис, который помогает посмотреть, какие группы выступают. 

Да, ещё немаловажное приложение, о котором не поговорили – это приложения, которые помогают ретранслировать радиостанции, в том числе эфирные. Не всегда это легально, прямо скажем, но слушать BBC Radio One, которого нет в эфире, хочется. Вот я пользуюсь таким приложением, The Radio. BeatPort – это приложение для диджейской музыки и покупок. Приложение BillBoard – тоже для дискаверинга. 

Приложение для создания собственной радиостанции Mixlr – я играю диджей-сет и тут же раздаю в эфир ссылку, через которую его могут слушать люди. RinseFM, тоже как радиостанция. Spotify… ну и Coub, о котором уже упоминали.

Алексей, благодарим вас за беседу и до встречи на 6 Форуме Apps4All!

 
музыка
приложения
смартфон
цифровой контент
mobile
форум Apps4All
тренд
технология
Coub
видео
монетизация
0 0 0

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо зарегистрироваться